«Есть в графском парке черный пруд…»
«Последнее воскресение» - история об агонии любви
1910 год... В яснополянскую усадьбу Льва Толстого (Кристофер Пламмер) приезжает молодой секретарь Валентин Булгаков (Джеймс Макэвой)... Его отличительная черта – чихать на нервной почве. А почва эта очень нездоровая. Лев Николаевич, который говорит голосом Алексея Петренко, подвергается истерическим атакам верной спутницы жизни Софьи Андреевны (оскароносная Хелен Миррен). Потому как, несмотря на многолетний брак и многочисленное потомство, почва у нее уходит из-под ног – для гения теперь, похоже, самые близкие люди - это соратники.
Лев Николаевич стремится поступками доказать свою теорию. Конкретно это выражается в борьбе за его завещание – эта интрига и становится главной в версии Майкла Хоффмана, снявшего фильм по известному роману «Последняя станция» Джея Парини.
Итак, для писателя самый близкий человек нынче – весьма демонический толстовец Владимир Чертков (Пол Джиаммати). Его дьявольским интригам пытается сопротивляться бедная Софья Андреевна, которую играет Миррен (на самом деле – Елена Миронова) с каким-то исступленным неистовством. Ее героиня азартно лазает по балконам, подслушивает, подглядывает и в состоянии аффекта даже пробует утопиться в графском пруду (весьма чистом и ухоженном – картина снималась не в России, а в Германии).
Удивительно, но во всей этой мелодраматической суете высок трагический градус. По сути, фильм получился о конфликте жизни и теории, любви и догмы...
Конечно, если бы мы сами, в России, снимали картину к столетию ухода гения, вряд ли нашпиговали ее столь откровенными эротическими сценами, как Майкл Хоффман. В рифму великой паре Софья Андреевна - Лев Николаевич он вводит вымышленную историю страсти целомудренного Булгакова и девушки Маши, ясное дело, тоже соратницы и сельской учительницы. Две откровенные эротические сцены рифмуются вполне концептуально: страстная телесная любовь молодости и зрелости, когда пылкая фанатазия авторов заставляет супругов изображать ...курочку и петушка. Скажете, пошлость. А вот и нет. Удивительное дело: Пламмер и Миррен играют так, что если вы начинаете хихикать в начале сцены, то к ее финалу только не обливаетесь над вымыслом слезами умиления...
Так же загадочно вызывающе выглядит сцена, когда гений гладит по головкам деревенских детей. Конечно, откуда Хоффману знать мнение Хармса на этот счет, и эта отвага сначала изумляет, потом покоряет. За ней чудится та простота, к которой призывал Толстой. Тем более что у этого вымысла вполне реальные корни - дневники участников событий. В том числе и стервозной дочки Александры (ее озвучивает Елизавета Боярская).
О чем все-таки кино? Сам Хоффман говорит, что «Последнее воскресение» – картина о том, что «с любовью жизнь трудна, а без любви и вовсе невозможна». А Толстой для режиссера — прежде всего, запутавшийся мужчина, раздираемый между любовью и долгом. А «русский дух», оказывается не более чем миф – березки в Германии такие же, как и в России. Где, заметим, к нашему позору, не нашлось денег отметить кинематографически дату 100-летия ухода из жизни гения. Так что сам факт появления картины, снятой на англо-немецкие деньги голливудцем Хоффманом должен выглядеть почти как чудо. Нам, соотечественникам гения (конкретно – в Министерстве культуры) оказалось неинтересным узнать, что же на самом деле побудило Толстого пуститься в рискованное путешествие, закончившееся для него воспалением легких и смертью на станции Астапово... Россия представлена в этом проекте двумя фигурами – титанической Андрея Кончаловского, который, пообещав свою помощь, так и не выбил бюджетных денег и вложился в фильм личными средствами, и чудесного питерского композитора Сергея Евтушенко, который писал музыку еще к «Русскому ковчегу» Сокурова. И пусть к конечному результату сам Кончаловский отнесся без особых иллюзий, сказав, что картина Хоффмана вышла достойной, но для русского зрителя этот фильм – все равно «клюква», но этот проект для него многое значит как для интегратора русской культуры в западную....
В общем, гении – тоже люди. И фильм доказывает это как нельзя лучше. В том числе и превосходной актерской работой – не зря же и Хелен Миррен и Кристофер Пламмер выдвинуты на «Оскар», как исполнители главной и второстепенных ролей. И шансы у них, похоже, весьма высоки.