Eng
Пресса

"Эдип в Колоне" глазами Андрея Кончаловского. О премьере в БДТ им. Товстоногова

25 марта 2018 г., https://tvkultura.ru/article/show/article_id/237405

В Санкт-Петербурге, в Большом драматическом театре имени Товстоногова, вчера и сегодня премьера – постановка Андрея Кончаловского «Эдип в Колоне». За «Эдипа» Софокла Кончаловский уже брался – четыре года назад ставил его в итальянской Виченце. Тогда иностранная пресса отзывалась о спектакле так: «Создается впечатление, что для российского режиссера современность и память – это два тесно связанных между собой понятия, занимающие центральное место в системе его взглядов». Вот-вот поступят первые отклики на питерскую версию. А пока первое знакомство.

В постановке Андрея Кончаловского античность причудливо переплелась с современностью. Эдип – бродяга, бомж с тележкой из супермаркета. В джинсах, кепке и черных очках. Примерно так выглядит и его дочь Антигона. В Афинах путников встречают гости уже из другого времени. Это стражники в античных облачениях. Правитель Афин Тесей прямо на глазах превращается в нашего современника.

«Современность – она не в костюмах вообще-то. Могут быть все костюмы современными, можно даже голым быть, но будет очень скучно. Мне кажется, современно одно – чувства. Смех, слезы, ужас – три маски греческой трагедии», – прокомментировал режиссёр Андрей Кончаловский.

Роль царя Эдипа исполняет актер БДТ Николай Горшков. Он рассказывает, что режиссер ставил перед артистами непростые творческие задачи и до последнего момента, вплоть до генерального прогона экспериментировал в поисках точных образов. Так, на протяжении всего сюжета Эдип жаждет смерти, но то, как он это делает, – результат совместного поиска актера и режиссера. Царь ожидает исхода без страха, тоски и сомнений. Смерти он ждет с надеждой.

«Уход сам по себе трагедией не является. И скорее это облегчение. Он уходит, избавившись от груза всех грехов, вольных и невольных», – поделился актёр Николай Горшков.

Роль Антигоны исполняет супруга Андрея Кончаловского – Юлия Высоцкая. Антигона заменяет незрячему отцу глаза. Несмотря на тяжелейшие испытания, дочь остается с отцом до конца. Актриса признается, что вложила в роль свой характер, но повысила градус бушующих чувств.

«Каждый раз, когда играешь какую-то роль, начинаешь с того, что в тебе есть, а потом вынужден что-то в себе открывать. Поэтому Антигона – персонаж такой. Мне кажется, что там вся я. Плюс еще и она. Страсти больше, наверное», – заявила актриса Юлия Высоцкая.

Постановке присущи и постмодернистские черты. Так, шурин Эдипа Креонт появляется в образе Джокера – злодея из комиксов. А сын царя Полиник выходит на сцену в военной форме середины XX века. Все эти символы будто пронзают различные временные эпохи и культурные пласты, создавая свой особый мир, в котором существуют персонажи.

«На сегодняшний день у нас репертуар разный, но в нем нет древнегреческих трагедий. Особенно в сегодняшнем контексте. Мне показалось, что это очень правильный выбор», – сказал художественный руководитель БДТ имени Г. А. Товстоногова Андрей Могучий.

Худрук БДТ Андрей Могучий надеется на то, что спектакль не только многократно покажут в Санкт-Петербурге, но и продемонстрируют на подмостках других российских театров. Постановка станет обязательной частью гастрольной программы БДТ.

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Возлюбленные Марии Война и мир Гомер и Эдди Грех Дуэт для солиста Дуэт для солистки История Аси Клячиной кинорежиссер Кончаловский Король Лир Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Мисс Жюли Монстр Наблюдатель Неаполь новость Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Санкт-Петербург Сибириада спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни театр театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман юбилей Юлия Высоцкая