"Эдип в Колоне" глазами Андрея Кончаловского. О премьере в БДТ им. Товстоногова
В Санкт-Петербурге, в Большом драматическом театре имени Товстоногова, вчера и сегодня премьера – постановка Андрея Кончаловского «Эдип в Колоне». За «Эдипа» Софокла Кончаловский уже брался – четыре года назад ставил его в итальянской Виченце. Тогда иностранная пресса отзывалась о спектакле так: «Создается впечатление, что для российского режиссера современность и память – это два тесно связанных между собой понятия, занимающие центральное место в системе его взглядов». Вот-вот поступят первые отклики на питерскую версию. А пока первое знакомство.
В постановке Андрея Кончаловского античность причудливо переплелась с современностью. Эдип – бродяга, бомж с тележкой из супермаркета. В джинсах, кепке и черных очках. Примерно так выглядит и его дочь Антигона. В Афинах путников встречают гости уже из другого времени. Это стражники в античных облачениях. Правитель Афин Тесей прямо на глазах превращается в нашего современника.
«Современность – она не в костюмах вообще-то. Могут быть все костюмы современными, можно даже голым быть, но будет очень скучно. Мне кажется, современно одно – чувства. Смех, слезы, ужас – три маски греческой трагедии», – прокомментировал режиссёр Андрей Кончаловский.
Роль царя Эдипа исполняет актер БДТ Николай Горшков. Он рассказывает, что режиссер ставил перед артистами непростые творческие задачи и до последнего момента, вплоть до генерального прогона экспериментировал в поисках точных образов. Так, на протяжении всего сюжета Эдип жаждет смерти, но то, как он это делает, – результат совместного поиска актера и режиссера. Царь ожидает исхода без страха, тоски и сомнений. Смерти он ждет с надеждой.
«Уход сам по себе трагедией не является. И скорее это облегчение. Он уходит, избавившись от груза всех грехов, вольных и невольных», – поделился актёр Николай Горшков.
Роль Антигоны исполняет супруга Андрея Кончаловского – Юлия Высоцкая. Антигона заменяет незрячему отцу глаза. Несмотря на тяжелейшие испытания, дочь остается с отцом до конца. Актриса признается, что вложила в роль свой характер, но повысила градус бушующих чувств.
«Каждый раз, когда играешь какую-то роль, начинаешь с того, что в тебе есть, а потом вынужден что-то в себе открывать. Поэтому Антигона – персонаж такой. Мне кажется, что там вся я. Плюс еще и она. Страсти больше, наверное», – заявила актриса Юлия Высоцкая.
Постановке присущи и постмодернистские черты. Так, шурин Эдипа Креонт появляется в образе Джокера – злодея из комиксов. А сын царя Полиник выходит на сцену в военной форме середины XX века. Все эти символы будто пронзают различные временные эпохи и культурные пласты, создавая свой особый мир, в котором существуют персонажи.
«На сегодняшний день у нас репертуар разный, но в нем нет древнегреческих трагедий. Особенно в сегодняшнем контексте. Мне показалось, что это очень правильный выбор», – сказал художественный руководитель БДТ имени Г. А. Товстоногова Андрей Могучий.
Худрук БДТ Андрей Могучий надеется на то, что спектакль не только многократно покажут в Санкт-Петербурге, но и продемонстрируют на подмостках других российских театров. Постановка станет обязательной частью гастрольной программы БДТ.