Eng
Пресса

Эдип Кончаловского — эмоции, которые вызывают идеи о конце жизни

19 октября 2014 г., http://www.vicenzareport.it/

Одни хотят получить от искусства новые этические и эстетические знания, другие воспринимают искусство всего лишь как отражение реального мира, для третьих главная задача оперы состоит в передаче эмоций и чувств. Андрей Кончаловский относится к последней категории: «От сцены все должны получить эмоции, — сказал режиссер на пресс-конференции, — мне нравится идея, что потом зрители сами превращают их в слова и мысли».

Из этих слов становится понятен стилистический выбор российского режиссера, который предлагает версию hurbanstyle «Эдипа в Колоне» Софокла. Темы бессмертия в греческой трагедии становятся по-настоящему доступными для всех благодаря простым текстам и содержанию, которое не превращает в банальность софокловские стихи, а подчеркивает самое актуальное, что в них есть.

Эдип и Антигона, прекрасно сыгранные Федерико Ванни и Юлией Высоцкой, — это бездомные, изгнанные из Фив и принятые в священном лесу Колоне Тесеем (Симоне Тоффанин) в одежде топ-менеджера. Далее появляются Креонт-джокер, сыгранный Джузеппе Бизоньо, который пытается похитить Антигону, чтобы вернуть ее вместе с Эдипом обратно в Фивы, и Полиник (Антонио Гарджуло в военной форме), жаждущий получить от отца поддержку, чтобы отобрать трон Фив у своего младшего брата Этеокла. Но выбор Эдипа не меняется, он проклинает сына, предсказав ему фатальный братоубийственный поединок, и идет навстречу своей смерти на чужбине.

Если сравнивать с версией Софокла, то у Кончаловского нет описания зачарованной местности за пределами Афин, Исмена не приносит плохих новостей из Фив, а божественное вмешательство ограничивается несколькими молниями-предвестницами и рассказом Антигоны.

Также отсутствует знаменитый комментарий хора, согласно которому «высший дар — нерожденным быть». И другой: вернуться как можно скорее туда, откуда пришли, — «в лоно небытья родного». Но осталось то, что, пожалуй, наиболее актуально: вопрос о конце жизни, о выборе того, где и как умирать после несчастного существования.

Именно Антигона рассказывает о последних часах любимого отца и брата. Эдип поднимается на холм в священной роще Евменид, дочь омывает его, он с любовью обнимает ее, понимая, что, увы, «всех желаний завершен был ряд». Удаляясь, Антигона говорит, что вдруг остановилась и обернулась: «Он исчез. Без плача и без боли». Исчезает с миром на земле, которая его приняла, несмотря на его трагическое прошлое, и остается лишь любовь его дочери, которая в ближайшее время будет страдать по другим причинам. То есть умирает Эдип Кончаловского «таким способом, о котором даже ты бы мог желать».

Смерть, которая свершилась, но свершилась незримо, очень человеческая именно потому, что была выбрана осознанно, в сопровождении музыки Сергея Прокофьева, совсем не траурной, а легкой и почти веселой, — подходящее оформление для картины, передающей эмоции, которые удобно переводить в мысли и слова.

 

Риккардо Карли

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая