Eng
Пресса

Черно-белый «Рай» о Холокосте

8 сентября 2016 г., Вести FM

В конкурсе Венецианского кинофестиваля показали новый фильм Андрея Кончаловского «Рай». Главные роли исполнили жена режиссера, актриса Юлия Высоцкая, актер Виктор Сухоруков, а также немецкие и французские артисты. Черно-белая лента рассказывает о судьбах простых людей на фоне Второй мировой войны и затрагивает одну из важнейших тем современного кинематографа - Холокост. Картину оценил кинообозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.

В Венеции Андрея Кончаловского знают и любят давно, с самых ранних фильмов. Здесь его не раз награждали: собственно, предыдущая картина режиссера «Белые ночи почтальона Тряпицына» получила престижного «Серебряного льва» за режиссуру. Та лента, смешивавшая в свободной пропорции документальное с игровым, знаменовала одновременно новый старт для автора, ничем не напоминая его предыдущие опыты - высокобюджетного голливудского «Щелкунчика» и остросоциальную сатиру «Глянец», - и возврат к истокам, его же пронзительной ранней «Асе Клячиной».

Казалось бы, что общего с той лентой может быть у черно-белого фильма о Холокосте - именно так можно охарактеризовать «Рай»? Выясняется, что многое. Документальный подход, например. Фильм стилизован под неигровой: как минимум половина всего, что зритель видит на экране, - говорящие головы в буквальном смысле слова. Правда, хоть персонажи и подлинные, играют их все-таки актеры. А действие разворачивается во время Второй мировой в оккупированной нацистами Франции.

Оба эти факта парадоксально сближают «Рай» с прошлогодним венецианским хитом - «Франкофонией» Александра Сокурова. Хотя больше никаких связей и сходств нет. Кончаловский, как когда-то до него все значимые советские и российские режиссеры второй половины ХХ века, сделал свой фильм о трагических событиях тех лет. Русский ракурс в этой картине, где русская речь почти и не звучит, обеспечен главной героиней, российской эмигранткой-аристократкой Ольгой - опять же, существовавшей на самом деле, - арестованной в 1942 году за укрывательство двух еврейских детей. Эту центральную роль играет Юлия Высоцкая, начиная с «Дома дураков» - кстати, тоже награжденного в Венеции, - постоянная участница картин Кончаловского. Другие двое героев - французский полицейский-коллаборационист и немецкий офицер эсэсовец, посланный с ревизией в концлагеря, в одном из которых ему и доведется встретить Ольгу: он когда-то до войны знал ее и полюбил на вилле в Тоскане. Этот романс изящно запараллелен с другой подлинной историей - о возлюбленной и невесте Чехова, еврейке, которая погибла в таком же концлагере.

Чехов особенно дорог Кончаловскому, ставившему все его пьесы на сцене, и «Рай» тоже своего рода пьеса, почти театр. У каждого из трех главных героев есть свои монологи перед мистической камерой - очевидно, установленной на том свете. Хотя рай ли это, или раем покажется любое пространство по контрасту с адом Холокоста, понять до конца невозможно. Строгое черно-белое изображение, эмоционально чуть подкрашенное ностальгической музыкой Брамса за кадром, довершает тему рая на земле как утопии не только неосуществимой, но и смертельно опасной.

Неоднозначное и даже провокационное решение важнейшей для современного кино темы сразу выводит Кончаловского в ряды вероятных претендентов на призы. Тем более что картин такого масштаба - речь больше о замысле, чем об интимном пространстве фильма - в его творчестве не было уже много лет.

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая