Бездомный царь по имени Эдип
17 и 18 октября режиссер Андрей Кончаловский представил публике театра Олимпико в Виченце свое прочтение трагедии «Эдип в Колоне». Эта современная, но в то же время верная оригиналу постановка создавалась специально для 67-го цикла спектаклей по произведениям античных классиков, художественнымруководителем которого в этом году была назначена Эмма Данте.
Эдип появляется на сцене вместе с дочерью и сестрой Антигоной, которую играет Юлия Высоцкая; сам он, словно один из тех бездомных, которых мы нередко встречаем на улицах наших городов, везет тележку из супермаркета, набитую одеждой и бытовыми мелочами. Их передвижной дом — это большая картонная коробка, которая в конце спектакля превратится в тюрьму для Антигоны; пока же до этого еще далеко, странствия двух главных героев пьесы оборачиваются то трагедией, то фарсом, а атмосфера постановки напоминает цирковую и нередко доходит до оттенков абсурда, к которому сам Кончаловский испытывает бесспорный интерес, и многие абсурдные диалоги Софокла видятся режиссеру созвучными Ионеско или Беккету.
Создается впечатление, что для российского режиссера современность и память — это два тесно связанных между собой понятия, занимающие центральное место в системе его взглядов. Как не дать ценному наследию прошлого кануть в забытье? Один из его возможных ответов таков: необходимо показать это наследие публике, сделать его доступным, открыть для понимания, для чувственного и эмотивного восприятия людей сегодняшнего дня, с тем чтобы они могли разделить чувства и эмоции героев дня вчерашнего.
Задача эта непроста, ведь современной публике трудно сосредоточиться, она находится под постоянным прессом информационного потока, зависит от динамики развития потребительскогообщества. Поэтому возникает задача «не дать заскучать», удержать внимание всех зрителей, и особенно молодежи; кстати, именно молодежь, к удивлению режиссера, заполнила 30% зала на премьере его постановки «Эдип в Колоне. Бездомный царь».
Возможно, именно по этой причине Кончаловский заметил, что если сейчас он выбрал музыку Сергея Прокофьева в живом исполнении пианистки Елены Федотовой, то в следующей постановке более уместным может оказаться хард-рок; да и в этом спектаклеесть косвенные свидетельства того, что режиссерская мысль движется в этом направлении, например, в момент похищения Антигоны Кончаловский использует стробоскопический свет.
На фоне внушительных и неподвижных декораций театра XVI в., которые изображают улицы Фив, система освещения вместе с музыкальным сопровождением помогает выявить различные эмоциональные уровни произведения. По мнению режиссера, все они возводятся к трем маскам трагедии: страх, слезы и смех — основные эмоции человеческой жизни, ставшие предметом исследования всех великих драматургов, от Софокла до Чехова, Шекспира, Стриндберга. «Жизнь, — говорит Кончаловский, — это цирк, тот цирк, что заканчивается смертью. Человеческие существа, так же как и персонажи трагедий, — это клоуны, которые в конце концов умирают. Думаю, что без Эдипа не было бы Короля Лира. Думаю, что Король Лир — внук Эдипа».
В этом театре, который сам российский режиссер назвал «памятником», он принял вызов и поставил ту же самую пьесу, что увидела публика на открытии театра в 1585 г. Как говорит сам Кончаловский, никто из наших современников не в состоянии даже вообразить ту первую постановку, не говоря уже о попытке ее понять. Точно так же современники Андреа Палладио, гениального творца этого места, и Винченцо Скамоцци, автора неизменного оформления сцены, окажись они на деревянных ступенях амфитеатра рядом с молодыми людьми с айфоном в кармане, одетыми в джинсы и футболки из микрофибры, не поняли бы такой трактовки трагедии, где Эдип превращается в царя-бродягу, Тесей меняет свою тунику на костюм с галстуком, Креонт в гриме героя комиксов Джокера носит нечто вроде современной военной формы, а второй дочери Эдипа Исмены и вовсе не существует.
Кончаловский берется за дело и в очередной раз открывает новые границы и новые способности в себе самом и в тех людях, с которыми работает; он снова пытается раскрыть тайну человеческого бытия, зная, что это невозможно, но веря, что хочет продолжать свои попытки.
В рамках нынешнего 67-ого цикла спектаклей в театре Олимпико зрители могут увидеть еще две постановки: «В сторону Медеи» режиссера Эммы Данте (22 и 23 октября) и «Иисус» театральной компании BabiloniaTeatri (25 и 26 октября).
Киара Д'Амброс