Бесславные игрушки
«Щелкунчик и Крысиный король 3D» примечателен во многих отношениях. И давностью замысла режиссера, мечтавшего снять фильм по мотивам сказки Гофмана и под музыку Чайковского. И невероятными деталями. И фантастиче¬ским провалом в США. Америка, для которой классический вариант этой рождественской сказки такая же традиция, как для России «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню...», пришла в ужас. Кто-то из критиков даже заметил, что, будь Петр Ильич жив, он набросился бы на Андрея Сергеевича с вилами.
Вена, 20-е годы прошлого века. Юные Мэри (Эль Фаннинг) и Макс (Аарон Дрозин) живут в увешанном картинами Климта доме с занятыми светской жизнью родителями (Ричард Грант и Юлия Высоцкая). Под рождество дядя Альберт (Натан Лейн) подарил девочке деревянного Щелкунчика. Фамилию дяди не называют, но у него седой начес, еврейский акцент и идеи по поводу теории относительности, так что кто он, догадаться несложно. Ночью Щелкунчик превращается в принца (Чарли Роу). И группа заговорщиков под руководством его и Мэри планирует спасти королевство принца от узурпатора Крысиного короля (Джон Туртуро) и его мамы (Фрэнсис де ла Тур).
Крысы носят нацистскую форму и сжигают игрушки на кострах. Король (из канонического мышиного ставший крысиным) напоминает Энди Уорхола. Хотя пытливый отечественный зритель увидит сходство и с Сергеем Зверевым, а учитывая тот факт, что ротовое отверстие короля с развитием сюжета приобретает особое значение, сходство усиливается. Злодеев в русском варианте озвучивают Алла Пугачева и Филипп Киркоров. Активно поминается Зигмунд Фрейд. Мэри ближе к финалу оголяет плечико. Фея Драже (все та же Юлия Высоцкая) одета как леди Гага. И все это в формате 3D, то есть с впечатляющими видами с высоты гигантской елки.
То, что лента с бюджетом 90 млн долл. собрала в США всего 200 тыс., это полбеды. Еще более впечатляет реакция заокеанской критики, посчитавшей, что фильм навсегда разрушил ассоциации с балетом Чайков-ского. Чем-то это даже напомнило ситуацию с «Бесславными ублюдками» Тарантино, которых в России ухитрились упрекнуть в искажении истории. Но так же, как Тарантино — это не история, так и «Щелкунчик» не детский фильм. Правда, режиссер все время повторяет, что снимал для всех, но, конечно же, это зрелище не для детей. Хотя бы потому, что страшно. А в те моменты, когда рот Крысиного короля превращается в жуткую пасть, страшно может стать и взрослым. Страшно до такой степени, что даже не упомнишь, капала ли из пасти короля голодная густая слюна.
Почему-то кажется, что если в России фильм и не понравится, то реакция все же будет более спокойной. Кого-то восхитит этот постмодернизм, кого-то разозлит, кому-то будет весело при виде джигитов, исполняющих танец в стиле а-ля рюс, кого-то это будет раздражать. Другой вопрос, что от режиссера уровня Кончаловского хотелось чего-то совсем иного, чего-то, что могло бы по-настоящему тронуть. Получившийся в итоге «Щелкунчик», может, и увлекает, временами веселит, временами пугает, но, увы, не трогает.
Марина Латышева