Eng
Пресса

Андрей Кончаловский во МХАТе им.Горького переписал Ингмара Бергмана

17 марта 2019 г., https://rg.ru/2019/03/17/reg-cfo/andrej-konchalovskij-vo-mhate-imgorkogo-perepisal-ingmara-bergmana.html

Во МХАТе им. Горького - первая премьера после прихода нового руководства. По приглашению художественного руководителя горьковского МХАТа Эдуарда Боякова один из руководителей Театра имени Моссовета кинорежиссер Андрей Кончаловский выпустил "Сцены из супружеской жизни" по мотивам сценария Ингмара Бергмана.

Итальянский вариант этой постановки Кончаловского показывали еще летом 2018 года на театральном фестивале в Неаполе. Главные роли тогда исполняли Юлия Высоцкая и актер Федерико Ванни, который раннее участвовал в спектаклях Кончаловского "Укрощение строптивой" (2013) и "Эдип в Колоне" (2014). В московской версии "Сцены из супружеской жизни" в похожих декорациях, как и в Неаполе, играют Юлия Высоцкая и - Александр Домогаров. "Это сцены из российской супружеской жизни времен перестройки, - пояснил Андрей Кончаловский. - Безусловно, происходит некий сдвиг в интерпретации национальных характеров. Но уникальность великих произведений в том, что они универсальны. Текст Бергмана позволяет делать транспонирование. И я перенес тему отношений мужчины и женщины в русскую жизнь середины 1990-х".

От Бергмана там, по сути, осталась только канва сюжета. Шесть сцен, шесть фрагментов двадцатилетней совместной жизни Марианны и Йохана с разводом в середине, невероятной духовной и телесной близостью в конце и бездонной глубиной отношений - крупным планом - на протяжении всей жизни героев (как совместной, так и раздельной), в переписанной российской версии превратились в бытовые сюжеты из будней Марины и Ивана. В духе новой драмы с ностальгией по ушедшему переломному дню. Когда терапевтический азарт покупки платья во времена первичного преодоления дефицита ("сначала схватила за бешеные деньги, потом так пожалела!") или очарование ночных походов к холодильнику выглядят гораздо убедительнее, чем визиты к психоаналитику в поисках потерянного или растерянного я. "Я люблю жизнь, и я буду наслаждаться. Я не сижу тут, сопли не распускаю", - понятно, что эти тексты в лоб - уже не шведская бергмановская история. Отечественная, с рефлексиями на тему роли личности челноков в Турцию и их глобальном коммерческом влиянии на семейные отношения.

В Италии Миланка и Джованни по Кончаловскому играли про то, что "любовь - это вообще-то принятие всех недостатков", и настоящая любовь возникает именно тогда, когда человек понимает, что недостатки партнера менее важны, чем его достоинства.

В Москве третьим полноправным партнером Марины и Ивана сделали время - на фоне распада СССР история крушения семьи, по замыслам, должна была бы выглядеть еще более остро драматично. "В 90-е годы у нас в стране все было предельно обострено, и человек, оставшийся один, без чьей-либо поддержки, переживал настоящую катастрофу, - считает Юлия Высоцкая. - Моих героинь объединяет женское восприятие жизни и любви - это восприятие одинаково и у шведки в оригинале Бергмана, и у итальянки, которую я тоже играла, и у русской героини. Точно так же общие проблемы возникают у людей, которые поженились, а потом разбежались, но в какой-то момент осознали, что на самом деле являются двумя половинками одного целого. Разница же у постановок - в манере, в характерности и, конечно, в предлагаемых обстоятельствах".

Опыт пересадки бергмановских героев из шведских реалий на новую почву - не первый и не последний. Здесь уместно будет вспомнить, что "Сцены из супружеской жизни" посмотрело больше зрителей, чем любую другую работу Бергмана, и не счесть, сколько людей оказалось под влиянием этого фильма и вдохновилось им. Дэвид Джейкобс, создатель сериала "Даллас", говорил, что вначале задумывал американскую версию "Сцен из супружеской жизни", и только когда его начальство на "Си-би-эс" потребовало, что нужно снять что-нибудь про богатство, американские аналоги Йохана и Марианны занялись нефтяным бизнесом. Есть и "Мужья и жены" Вуди Аллена - и здесь уже многие отмечают более заметное сходство.

Среди шедевров Бергмана "Сцены из супружеской жизни" занимают уникальное место; вдобавок это единственный из его фильмов, переделанный для театра. В 1981 году Бергман лично поставил спектакль в мюнхенском театре Маршталл, открыв счет многочисленным постановкам "Сцен..." по всему миру, - его примеру последовали и многие другие режиссеры.

Персонажи "Сцен..." у Бергмана появятся вновь. Позднее. В его последнем телевизионном фильме "Сарабанда" Йохана и Марианну мы встретим сильно постаревшими... После премьеры пресса будет осаждать Бергмана, пытаясь выяснить, намерен ли он дальше снимать продолжение. "Никогда", - ответит Бергман.

Но другие таких клятв не давали. Реинкарнация продолжается. Только под прицелами телекамер теперь - Кончаловский; российская история шведских "Сцен из супружеской жизни" начала свой отсчет.

 

Текст: Ирина Корнеева

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая