Eng
Пресса

Чехов без иллюзий

28 декабря 2009 г., РБК-Daily

«Дядя Ваня» Андрея Кончаловского на сцене театра имени Моссовета
На этот раз в строке «премьера» нет добавления «мировая». «Дядя Ваня» в постановке Кончаловского, приуроченной к 150-летию со дня рождения Чехова, начал свое путешествие по миру в ноябре в Италии. Потом перебрался в Прибалтику и только к 27 декабря вернулся в Москву.

Декорация не обещает ничего неожиданного: большой круглый стол, венские стулья, кружевные занавески. В левом углу качели, на которых взлетает вверх женская фигура в полупрозрачном платье и широкополой шляпе. Примерно так и выглядят старинные русские усадьбы в традиционных театральных постановках.

Когда на сцене появится Войницкий, все изменится. У Чехова он входит, поправляя щегольской галстук. В спектакле щегольство доведено до абсурда: кроме красного галстука еще и пестрый жилет, который делает его похожим на конторщика. Дядя Ваня в исполнении Павла Деревянко вызывающе несолидный. За букетом для Елены Андреевны он поскачет вприпрыжку, как мальчишка. И с пистолетом за ненавист¬ным ему профессором, ее мужем, будет бегать по сцене так, что сразу ясно — промахнется. И знаменитый монолог «Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр...» произносит, и сам понимая, что говорит глупость, и сам же себя обрывает: «Что-то я зарапортовался».

По Кончаловскому, Чехов любит своих героев не за что-то, а просто потому, что они смертны. Они и не герои вовсе, а обычные люди, которые несут свой крест по мере сил и часто выглядят комично в своих поисках внимания, любви, смысла существования — всего того, что важно для любого человека. Поэтому Дядя Ваня в спектакле Кончаловского — чаплинский персонаж (для режиссера это сходство, видимо, не случайно — на пресс-конференции он сказал, что идеальным исполнителем этой роли был бы Чарли Чаплин). Елена Андреевна (Наталья Вдовина) — пародия на звезду немого кино, которая старается не выйти из созданного когда-то образа.

Пожалуй, больше других на роль героя годится Астров. В рисунке роли доктора, которого играет Александр Домогаров, есть очень точная и тоже кинематографическая деталь. Говоря о чем-то, Астров вдруг останавливается, и взгляд его становится стеклянным: в этот момент он вспоминает о пациенте, умершем у него на столе под хлороформом. Доктор лечит и сажает деревья, но он циничен, помят, устал... И даже Соня (в исполнении Юлии Высоцкой она грубовата и трогательна) совсем не герой.

Спектакль Кончаловского ироничен и нежен одновременно и начисто лишен пафоса, за исключением, пожалуй, финальной сцены, когда на экране появляется видеопроекция черно-белого снимка — уходящие до горизонта пни, заменившие леса. Но это, наверное, для того, чтобы даже самый нечувствительный зритель понял, что дядя Ваня — это и он тоже.

Татьяна Филиппова

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая