Eng
Блог

Рабство легко, свобода трудна

26 ноября 2011 г.

У меня накопилось много очень разных впечатлений и мыслей в связи с комментариями к моему последнему блогу и выступлению в "Особом мнении". Все отзывы разделились на две части: в одних чувствуется раздражение, такое глухое раздражение, которое "выплёскивается" и на меня, и на начальников, и на бездушных бюрократов, и на правительство, и на Путина. И я понимаю это раздражение, потому что люди иногда не знают причины своего несчастья или своего неудовлетворения жизнью. А во второй части отзывов - различные идеи, мнения и размышления, с которыми я иногда согласен, но и с которыми мне хотелось бы поспорить.  Это хорошо, потому что, в любом случае, единственная движущая сила для любого прогресса, для любого роста – это спор, дискуссия. И в этой дискуссии, может быть, мы что-то для себя открываем. Как и я для себя открываю много нового - в дискуссии с вами.

Да, ещё я вызываю раздражение тем, что цитирую много. Пишут, что надоел Кончаловский со своими цитатами! Тут я с вами не согласен: люди, которых я цитирую – это крупнейшие русские мыслители. Бердяев, Чехов, Пушкин, Горький, Толстой - наши великие учителя задумывались о тех же самых проблемах, о которых мы говорим сейчас. Потому что эти проблемы, которые существуют у нас в стране, возникли не сегодня. И хотя многие объясняют их советской властью, - это не так: российским проблемам много лет, даже много веков.

Большинство моих респондентов пытаются найти виноватого, грубо говоря, "вне себя". И мало кто задумывается о том, что причина многих наших российских бед заложена внутри нашей личности.

Например, пишет мне один респондент: «До тех пор, пока Кончаловский будет унижать свой народ, а не поддерживать его…» Вы понимаете, во-первых, я - такая же часть народа, как и вы все, и, во-вторых, я думаю, что поддерживать вас или высказывать вам какие-то приятные и успокаивающие мысли, либо вместе с вами ругать правительство, - для этого и без меня хватает людей, которые обычно заявляют, как и многие из вас, что виноваты во всём начальники. Моя задача – поддержать вас в размышлениях, а не в рецептах.

  Вот, дальше: «Может, надо менять менталитет власти, а не народа?» Дорогие мои, а власть то кто? В который раз повторюсь: власть – это часть нас с вами, это такие же, как мы с вами русские люди – части русской культуры. Поэтому менять менталитет народа – это менять менталитет власти.

Такое письмо: «Что же касается туалетов, то в чистых туалетах никто не мочится на пол» - это повеселило, но где причина-то и следствие? В грязных туалетах мочатся, а в чистых – нет? Когда говорят, что у нас теперь в общественных туалетах чисто, уборщицы везде, - это не значит, что там чисто, это значит, есть человек, который за вами в туалетах подтирает.

Вопрос ко мне такой: «Почему русские люди ответственны, например, в Эстонии? Почему русские, молодые ребята, образцово-показательно служат в эстонской полиции? Почему они не берут взятки? Почему русские ребятишки, которые служат в эстонской армии, никогда не позволяют себе неуставных отношений? Почему русские люди, которые служат эстонскому государству так аккуратны и законопослушны здесь, в Эстонии? Да потому что в Эстонии другая власть!». На это я могу вам заметить, что, например, мексиканец, который приезжает в Соединённые Штаты, тоже соблюдает все законы Америки, а как только возвращается в Мексику, тут начинаются и взятки и прочие преступления. В Мексике полицейские ездят на американских машинах в американской форме, зато взятки берут запросто. Поэтому, когда говорят – «другая власть» и всё, мол, будет в порядке, тут, знаете, такая история: власть не сама себя назначает, власть выбирается, значит, такую власть избрали себе эстонцы.

Вот со мной спорят по поводу признаков крестьянского сознания. Пишут, что это «бред», мол, «крестьяне в деревнях всегда проявляли свои коммуникативные качества. Общая забота об урожае, общее стадо скота, общие праздники». Да, в России действительно были общие праздники и многое другое общее, потому что Россия не избавилась от первобытного общинно-родового строя. Почему это произошло? Потому что в России не было частной собственности на землю – крестьянин землю не имел, она принадлежала царю, императору. И даже барская земля принадлежала царю. А, скажем, в Украине земля принадлежала крестьянину, поэтому там практически всех богатых крестьян в советское время считали кулаками, недаром Сталин их так гнобил. В России стоит деревня, а вокруг – земля, но земля общая. К примеру, в Украине возникала буржуазия – появлялись хутора. Украинский хутор – небольшая крестьянская усадьба с обособленным хозяйством, где живёт одна семья. А у нас русские люди вынуждены были объединяться. Но, тем не менее, один из принципов крестьянского сознания, которые я показал в своём фильме «Курочка Ряба»: зависть, когда возвышение соседа воспринимается как угроза, - считаю, что в России очень силен.

Вот ещё: «Тысячелетиями народу не разрешали совать нос в государственные дела». Вновь получается, что «лезть» в государственные дела не разрешали «какие-то эти» люди. «Они» не разрешали народу. В принципе, никто власть народу не даст. Власть «берут», избирают сами, так же как и выбирают свободу. 

Дальше пишут: «Вы уже достали со своей ментальностью, можно подумать, что вы выросли в другой стране. Так почему же у вас другая ментальность? Так можно оправдать и объяснить всё». Я достал вас и буду «доставать со своей ментальностью». У меня такая же ментальность, как у вас, и я пытаюсь понять не только вас, но и себя. Вместе с великими русскими философами: Чаадаевым, Бердяевым, Ключевским и так далее. Мы все русские люди. Кто-то пытается понять себя, а кто-то не пытается себя понять.

Ещё: «Кончаловскому хочется, чтобы всё осталось на долгие века. Опять муссируется: выдави раба из себя. Так хочется, чтобы народ во всех бедах был виноват». Если бы мне хотелось, чтобы всё осталось на долгие века, так я бы с вами не разговаривал вообще. Я бы тогда занимался другими делами. А я хочу вместе с вами понять причины этих бед.

Ещё один комментарий: «что же касается общественных туалетов, то это не в них дело, и вы это прекрасно понимаете, не в перекрёстках. Люди ведут себя по традиции, то есть хамски»… Так, интересно… «...невежественно, не замечая дерьма под ногами – это и есть то историческое наследие, которое можно изменить, выбрав достойных людей во власть». Хорошо. Но что вы ожидаете? Вот, представьте, что мы выберем достойных людей во власть, как они должны действовать? Что должна делать власть, чтобы жизнь несколько изменилась в нашей стране? Отвечаю: это мы и должны подсказать власти, - какую бы власть не выбрали. Потому что, какую власть не выбери, если мы не контролируем её действия, то там обязательно появится огромное количество тех людей, которые, как у Лермонтова, «жадною толпой» будут «стоять у трона». У «трона» всегда будет стоять «жадная толпа».

Я выбрал для этого блога название довольно жёсткое, да, - это фраза Николая Бердяева. В своей работе «Философия свободы» он писал: «…Свобода трудна, рабство же легко». Действительно, раб – это «удобная» ситуация, когда за всё отвечает начальник. Я палец о палец не ударю, как говорится, без приказания начальства. Отсутствие ответственности в русском человеке, может быть, самое страшное наследие рабства. Отсутствие всякой ответственности: перед обществом, перед семьёй, перед детьми. А раз нет чувства ответственности, то нет и чувства вины. И вот здесь Бердяев говорит: «чувство вины, это чувство свободного человека». Вот, задумайтесь, почему мы никак не можем понять, что в сталинизме и в тех ужасах, которые творились в нашей стране, виноваты мы, то есть русские люди. Русские люди, а не кто-то другой. И аресты, и «тройки», и депортации, и раскулачивания, массовые расстрелы и голосование на съездах – это всё русские люди, да? Но так получается, что у русских людей нет чувства вины за преступления сталинизма. И как бы не говорили правозащитники, что нужно покаяться, - ничего не получается. Потому что нам всегда кажется, это не мы виноваты, а кто-то другой: большевики виноваты, Сталин виноват. За нацизм немцы покаялись, у них было чувство исторической вины. Почему? Потому что они принимали эту страшную систему сознательно, они голосовали сознательно за Гитлера. И так как они сознательно голосовали за Гитлера, у них потом возникло то, что называется чувством исторической вины.

У нас же чувства исторической вины нет, к сожалению. Виноват кто-то другой, мы не виноваты. Ну конечно, потому что нас «насильно» вогнали в сталинизм. Вот, задумайтесь, почему у нас нет никакого чувства вины за те ужасы ХХ века, в которых мы прожили и которые мы сами «организовали».

Вот, ещё: «К сожалению, мы азиаты, а не европейцы. И искать причину нужно в складе ума. Никогда немец не забьёт 200 гвоздей в доску, и загнёт их с обратной стороны, делая забор. И китаец тот же. А вот в русском монастыре «Оптина пустынь» я лично такое видел, гвоздей не жалко, потому что они ничьи. В русском человеке нет ответственности изначально. Он азиат до мозга костей». Ну азиаты разные бывают, вы знаете, азиаты, например, и в Сингапуре живут.

Мысль о том, что у русского человека нет ответственности – это очень важно. И мне кажется, что это связано именно с тем, что рабство, в котором находилась Россия в течение восьми веков, -  оно до сих пор не изжито. И вот кто-то пишет: «Не о Путине говорит Кончаловский, а о нас. Когда начнём с себя спрашивать, когда начнём отвечать за всё, что делается в стране… не нравится, что мы быдло, но так давайте докажем, что мы не быдло…» Важнейшая мысль, понимаете. Когда я говорю, что в нас, так сказать, ещё много рабства, это не значит, что мы плохие. Мы не одни такие. Это исторические причины, о которых нужно думать и необходимо понимать, что мы должны об этом задумываться - каждый о себе. Должен сказать вам, что во мне много «раба». Я это знаю потому, что чувствую, что во мне «творится», как я меняюсь, когда я разговариваю с начальством, понимаете… Поэтому в такие моменты я сам себе, честно говоря, бываю противен. Но это сложная вещь, с которой надо жить и бороться.

Вы знаете передачу «ЖКХ»? Эта программа борется с несправедливостью, учит отстаивать свои права. И показано удивительное бездушие начальников. Вот, может, наконец, помогут человеку, отремонтируют дом, какой-то старушке вернут квартиру… И я вдруг задумался – так ведь это по всей стране. Сколько передач «ЖКХ» мы посмотрим? Ну сотню, да… а ведь это тысячи, сотни тысяч таких случаев по всей стране – абсолютное отсутствие заботы о личности у начальника. Почему? Почему такие бездушные начальники? Вот Алексей Максимович Горький замечательно написал по этому поводу: «И я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти, - недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего». Вот, это Максим Горький в «Несвоевременных мыслях» писал 90 лет назад, и это абсолютно не потеряло своей актуальности. Почему? Потому что мы так и не изменились. Мы всё равно ещё «недавние рабы». Кого вы не возьмите – паспортистку, полицейского, чиновника или председателя какого-то жилищного кооператива, ну и так далее – любой из них сразу становится невыносимым деспотом, потому что - «недавнее рабство».

И вот, конечно, когда я так говорю, то у вас появляется раздражение, и вас «цепляет». Ну и хорошо, что цепляет, потому что, если мы не будем беседовать на эту тему, мы не будем задумываться об этом, то всё так и останется, придут другие начальники, которых мы сами изберём, они так же будут бездушно к людям относиться, пока мы их не заставим заботиться о себе.

Вот кое-что ещё из Бердяева я всё-таки вам прочитаю, хотя рискую быть назойливым. «Русский человек не чувствует неразрывной связи между правами и обязанностями, у него затемнено и сознание прав, и сознание обязанностей, он утопает в безответственном коллективизме, в претензии ответственности за всех. Болезнь русского нравственного сознания я вижу прежде всего в отрицании личной нравственной ответственности и личной нравственной дисциплины…» И вот, конечно, прямо «не в бровь, а в глаз»: «русскому человеку труднее всего почувствовать, что он сам кузнец своей судьбы».

Может быть, вы ещё раз задумаетесь на эту тему – раз. Во-вторых, - небезнадёжно всё, как многие считают. Потому что, если вы спрашиваете себя «что я могу сделать?», то, значит, в какой-то степени вы становитесь уже гражданином. Даже если вы чувствуете своё бессилие. Но, если вы ещё найдёте единомышленника, и двух или трёх, то уже в этом и есть надежда. Понимаете… Только дело не в человеке «сверху», «там» где-то, а в вас самих. И так как все вы личности, и большинство из вас - не злодеи, а хорошие люди, которые просто не знают своих прав… А очень часто, особенно в деревнях, люди своих прав совсем не знают, и их незнание нещадно эксплуатируют. Конечно, надо знать свои права – во-первых. И во-вторых, я думаю, что всё-таки интернет нам с вами поможет во многом. Потому что мы говорим о сложнейшей проблеме - об этическом коде русского человека, о том, как его сложно менять, и какие усилия должны быть сделаны, кем они должны быть сделаны… Я хочу слышать ваши предложения. Поэтому я вас всех приглашаю к этому поиску решений. Потому что надо изменить что-то в самих нас для того, чтобы что-то изменилось вокруг нас. У вас у всех есть жизненный опыт, может быть, не такой большой, как у меня, но точно есть люди, у которых опыт больше моего. Поэтому мы все с вами должны советовать друг другу, и пробовать объединять усилия.

И я по-прежнему буду говорить, что самое главное – это анонимная ответственность. Её государство не воспитывает в нас, в нашем сознании и, главное, не воспитывает, поколение воспитателей. Вообще, прежде, чем воспитывать поколение, надо ещё воспитателей вырастить, понимаете… Поэтому, давайте искать ответы на вопросы, а не гневаться.

А по поводу чувства вины и чувства гнева я вам на прощание расскажу одну чудную притчу. Самурай шёл по дороге и встретил монаха. И спросил монаха: «Мудрый человек, скажи мне, что такое рай и что такое ад». И монах посмотрел на него и сказал: «Ты такой большой и сильный, но такой грубый, у тебя столько мышц и абсолютно никакого сознания, – ты никогда не поймёшь, что такое ад и рай». Самурай возмутился, выхватил свой меч, замахнулся на монаха: «Я тебя сейчас пополам разрублю, как ты смеешь меня оскорблять!», и в этот момент монах говорит ему: «Вот это - ад». Самурай одумался, вложил меч в ножны, поклонился и сказал монаху: «Прости меня, отец». И тогда монах сказал ему: «А вот это – рай»…

Всего хорошего!

 

stmakler, 27 ноября 2011 г. 0:23:20
Решение проблемы на сто лет.Начинать по-моему надо с выборности судей (судебная реформа ),выборности шерифов(начальник милиции районов),выборности местных низовых муниципалитетов( обязательно с их финансированием).Широким развитием малого бизнеса( пока его даже никто из руководства даже не нюхал).При этом специальные меры по борьбе с коррупцией.
DenisJumalov, 27 ноября 2011 г. 13:50:41
Здравствуйте Андрей, Прослушал ваше мнение по поводу русского генетического кода и решил поддержать вашу дискуссию. Я также часто думаю об этом, но у меня благоприятная среда. Я живу в Эстонии, родился здесь и всё у меня здесь, и патриот я Эстонии. И думать о русском генетическом коде здесь лучше потому, что всё познаётся в сравнении. В моём случае сравнивать можно с эстонским народом. Эстония сделала огромный шаг вперёд по сравнению с другими республиками СССР , как в культурном, так и в экономическом смысле. И в Чём же секрет этого чуда? Да в эстонском народе. Или в эстонском генетическом коде. Я не буду расписывать про этот код. Это не так важно. Важно то, что русский человек, живущий в Эстонии, под влиянием этого эстонского кода тоже меняется. Русский в Эстонии, это не тот русский, который живёт в России. Есть конечно много общего, но есть и существенные отличия.
DenisJumalov, 27 ноября 2011 г. 13:52:25
Меняется русский человек в Эстонии потому, что у него есть пример перед глазами. Пример того, как ведут себя Эстонцы, как они вежливо с друг другом разговаривают, как они честно делают бизнес, как они относятся к собственной культуре, к стране, к улице на которой живут и т.д. И поневоле, ты начинаешь этот опыт перенимать, ты не хамишь, не плюёшся, и держишь туалеты в чистоте (ваша любимая тема). И суть даже не в индивидуальной анонимной ответственности, а в том что человек понимает, чувствует, что только так жить и можно, нужно... Так вот мне кажется, что один из способов изменения генетического кода, может служить положительный пример. Пример того, как можно жить. И пример этот искать нужно в самой России. Снимать документальное кино или просто короткие сюжеты про простых людей, которые честно работают воспитывают детей. Хорошо ладят с соседями. Помогают незнакомым людям.
DenisJumalov, 27 ноября 2011 г. 13:52:53
И показывать это по телевиденью, это ведь всем интерессно! У вас есть телевизионная передача про еду, сделайте передачу про простых людей. Про плотника например. Он работает с живым деревом, это благородно и красиво. Ведь есть же такие люди, их много. И не надо пропагандировать, а то сразу поймут что враньё. А показывать то, что есть в положительном ключе. И таким образом многие поймут, что они тоже хорошие люди, и они тоже могут жить по-человечески. У людей должны быть хорошие положительные примеры. Не великая идея, не великий моральный императив, а простой положительный добрый пример.
DenisJumalov, 27 ноября 2011 г. 13:53:21
Кстати, поэтому мне кажется, вас так часто не понимают, глухо критикуют и просят перестать цитировать. Люди ждут от вас ответа, а ответ может быть в простом примере, как в притче о самурае. Да, и ещё, кроме разговоров и цитат, нужно ещё, "Дело Нужно делать Господа, Дело!" И я бы вам предложил снять Кино. Сюжет может быть таким. Есть положительный русский человек, с хорошим генетическим кодом. Он работает честно, содержит не только дом свой в частоте, но и улицу, занимается общественными делами бескорыстно. Его уважают соседи и уверенны , что он их не подведёт. И вот для контраста, для завязки сюжета, Этому хорошему русскому, противостоит безответственный, трусливый, завистливый, но очень умный и образованый, и где то в глубине души страдающий, нормальный русский. В общем нормальный ставит палки в колёса хорошему и т.д.
DenisJumalov, 27 ноября 2011 г. 13:53:43
И в конце нормальный русский понимает и принимает тот образ жизни, который исповедует хороший русский. Понимание это должно быть таким же сильным, как и у Нихлюдова в романе Толстого "Воскресение". Уверяю вас, если вам удастся снять такое кино, то это будет лучшем способом хоть немного изменить генетический код русского народа. Вам это посилам, и спасибо что вы есть! Вы в некотором роде для меня учитель…)
shashasharin, 27 ноября 2011 г. 19:47:50
я считаю что, мы русские не любим друг друга, т,е виртуально всех русских мы любим, но тех с кем сталкиваемся - терпеть не можем. Вот в своей стране и бордак, а иностранцев мы , наоборот "всех" не любим, а тех кто рядом обожаем, поэтому в "нерусских" странах мы прилежные граждане.
Talgat, 28 ноября 2011 г. 8:24:09
Если в рабстве жили ( или живем ?) веками, то видимо не одно столетие понадобится чтобы изжить из себя раба? Что делать ? Раз одному поколению с этим не справиться, то надо воспитать воспитателей свободных людей из наших детей, внуков или правнуков. Для этого я должен постараться самому стать лучше и сделать своего сына лучше чем я. Тогда может быть следующие поколения будут жить в стране свободных людей. Даже если эти поколения будут цитировать Бердяева, Чехова и Кончаловского не на русском языке и страна называться будет по другому.
tatyanagrigoryeva, 29 ноября 2011 г. 0:36:10
Андрей Сергеевич, я прожила 3,5 года в шатах, сейчас живу в Колумбии. Я тоже много думала, почему же мы, как и Колумбия и др. развивающиеся страны не можем жить ПО-НОРМАЛЬНОМУ, как в шатах например, уважать закон, быть любезными,не плевать на тратуар, убирать за своей собакой на улице... такие простые вещи на первый взгляд... плюс хроническая лень, пьянство. В общем, ничего умнее и цивилизованнее на мой ум не пришло, кроме как установление жетского контроля, а главное- страха быть наказанным. К сожалению, надо людей, как собачек Павлова ПРИУЧАТЬ быть цивилизованными! тогда возможно последую щее поколение уже будет получше, а потом глядишь и в гены войдет... а как это сделать? - огромные штрафы, камеры наблюдения, добросовестная полиция(это наверное, самое сложное), всякие школьные программы, типа "сделаем двор чистым" или "сделаем нашу улицу зеленой", просто начать с очистки всей этой грязи с улиц. тогда, возможно, и умах просветлеет)))
DenisJumalov, 30 ноября 2011 г. 12:18:31
Хотел бы ещё поддержать дискуссию одним примером. В моей любимой Эстонии есть чудный город Нарва. Там живут 97% русских, то есть влияние эстонцев на генетический код существенно мало. Но Нарва очень чистый город. Там постоянно происходит субботники, с участием детей и взрослых. Кипит культурная жизнь. Я не говорю про честных полицейских, которые не берут взяток и вежливых отзывчивых чиновников. И всё это русские люди. В Эстонии нет жёстких законов, у нас не сильно каркают за взятки. Но люди живут честно и уважают друг друга. И это русские люди. Может быть они ещё не совсем выдавили по капли в себе раба, может быть они вовсе этого не делали. А суть в том, что Нарва находится в 100 километрах от Питера. Уверен , что и в России есть такие города. Например в Сибири, там без взаимовыручки не выжить. Они должны быть примером. А если без конца дискутировать, то уборщица устанет убирать туалеты. Дело нужно делать, Дело!!
shashasharin, 30 ноября 2011 г. 20:39:05
Необходимо, чтобы в школах, в первую очередь, наших детей учили уважению к человеку сидящему за одной партой, к учащемуся в параллельном классе, в другой школе и т.д! К соседям по дому, к согражданам, к иностранцам! Нас снова надо учить взаимонеобходимости! Люди мы нужны друг другу! Ведь мы кормим друг друга, делаем ремонты, подвозим, защищаем, ставим подписи, в конце концов провожаем в последний путь!
Belomor, 30 ноября 2011 г. 22:17:43
Всё правильно говорите .
Anatoli, 3 декабря 2011 г. 5:37:45
Действительно, все главные проблемы России и русских людей так или иначе связаны с нашим менталитетом, вернее с особенностями нашего сознания или если сказать еще точнее с особой структурой сознания русского человека. Но что особенного в нашем сознании? Дело в том, что русский человек имеет более сложную структуру сознания, чем человек западного типа. Благодаря чему русский человек имеет гораздо больший потенциал, гораздо большие возможности, которые однако могут быть реализованы лишь при осознанном понимании всего этого. В чем же конкретно состоят особенности нашего сознания? Если в сознании западного человека преобладает главным образом рациональная часть сознания, то для русского человека кроме активности рациональной части сознания характерна также большая активность эмоциональной сферы – сферы чувств.
Anatoli, 3 декабря 2011 г. 5:39:32
Но чувства вещь весьма коварная – если их не развивать надлежащим образом, то они (чувства) будут проявляться инстинктивно, стихийно. В таком случае чувства скорее всего будут проявляться как низшие или низменные чувства (ненависть, зависть, слепая и тупая любовь и т.д.). И первой в ловушку инстинктивных чувств попадают, как правило женщины. Они обычно воспринимают пробудившийся после рождения детей материнский инстинкт как высшую форму любви. Другими словами они путают низшую форму любви с высшей. В результате чего они становятся совершенно беззащитны перед очень мощным и коварным инстинктом продолжения рода.
Anatoli, 3 декабря 2011 г. 5:41:47
А что такое инстинкт – это набор слепых и тупых рефлексов, следовать которым очень приятно, но очень пагубно. Потому что они по своей сути действуют наподобие алкоголя или наркотиков и в конечном счете разрушают ядро личности. Поэтому если женщина-мать не понимает разницы между материнским инстинктом и материнской любовью, то скорее всего она будет на 100% (или на 90% или на 80%) захвачена, порабощена этим инстинктом, который будет разрушать в ней разум и высшее начало и наоборот активизировать все низшее. А это в свою очередь приведет к следующим двум последствиям: 1. Женщина-мать будет неосознанно подавлять разум и высшее начало у своих детей. 2. Муж для такой женщины становится уже не интересен как объект любви или даже как равноправный партнер и будет неумолимо вызывать у женщины раздражение, ненависть и желание манипулировать им. И я думаю вы сами сможете понять какая участь будет у этого мужчины...
gkreymer1, 6 декабря 2011 г. 4:57:23
Уважаемый Андрей Сергеевич! Я писал этот текст как комментарий к Вашему выступлению в «Особом мнении» на «Эхе Москвы». Но там его не поместили. Этим объясняется его обращение к читателю, а не к Вам лично. Извините. Спасибо за внимание. Г.Креймерман. P.S. К сожалению, текст оказался очень длинным. Вопросов поставлено Вами много, и 3000 знаках ответ не умещается. Полный текст можно прочитать в моём боге gkreymer1.blog.ru. Мой e-mail: gkreymer1@hotmail.com. Г.К. «Спорить…с Кончаловским просто… А вы поспорьте с Ключевским, Горьким, Чеховым, Толстым, Буниным» A.Кончаловский. Из интервью «Российской газете» 4.08.2010 Нет, не буду я спорить ни с тем, ни с другим, ни с третьим. Спорить надо не с именами, а с идеями. С идеями, которые последние пару лет излагает А.С.Кончаловский в различных выступлениях, статьях и интервью.
Maksim Karev, 10 декабря 2011 г. 0:18:11
Уважаемый Андрей Сергеевич! Спасибо Вам за Ваши выступления в блоге. Действительно, очень интересная мысль о исторической ответственности за сталинизм. А ведь сейчас такую же параллель можно провести после последних выборов. И опять никто не чувствует за собой ответственности, а только жалуются, что им плохо. Так они же сами и приводят эту власть. Да, "умом Россию не понять". И опять вспоминается извечный вопрос Гоголя: "Русь, куда же несешься? дай ответ?". Еще как-то смотрел фильм "Позови меня в даль светлую", созданный по рассказам Шукшина, так меня поразил герой, которого играл М. Ульянов, когда, уже в конце фильма, он слушал как его племянник читает этот отрывок из "Мертвых душ". И он задает вопрос: "А кто в бричке сидел?. Чичиков - мошенник!!!". Какой интересный поворот получился. Наверное, потому и нельзя получить ответ, куда Русь несется все время.
Konstantin, 10 декабря 2011 г. 15:07:31
Быть честным с самим собой, я думаю, самое сложное для любого человека.Только по-настоящему сильные люди способны на это.
gkreymer1, 10 декабря 2011 г. 19:04:12
События последних дней показали, что народ в России не только "население".Так что, по крайней мере один из выводов моих предыдущих комментариев правилен."...ментальность для развития цивилизационного процесса важна, но она не является величиной постоянной, она меняется в зависимости от условий жизни народа. У русского народа есть возможность изменить свою ментальность. Да и менять её особенно не надо. События времён перестройки показали, что достаточно свободы мнений (не демократии и даже не свободы слова, а всего лишь гласности)"
kum_pda, 1 марта 2012 г. 20:53:02
ох как ни жалко, но придется признать - вы полностью правы. Всё дело в нас самих. Хочешь что то поменять - начни с себя. И кто бы не стоял у руля, если мы будем такими же без ответственными, трусливыми потребителями то даже самый сильный диктатор ничего не изменит. Многие видят различные угрозы со стороны США, Европы, Востока. Да даже если представить такое, что у власти стали проамериканские политики и мы стали очередным штатом америки, то что дальше? Да мы развалим любую систему своими принципами и "идеологией". И те кто пришел к нам будут бежать от нас как от выгребной ямы, я конечно утрирую но в принципе такое возможно. Что же нам делать? Так и жить как в *опе гнить? Я думаю что есть несколько основных позиций которые должны быть выполнены: 1)Цель! - Многие страны и мы в том числе живем ради потребления, а это как таковая не цель. Потребляя мы разрушаем себя. Чтоб не разрушаться нам нужна цель - всем, и каждому. Цель нации, и цель конкретного индивида. Если с целью нации всё еще более или менее просто, то создать цель для индивида это уже что то. Например цель создать Сильную, спортивную нацию даст не только идеологический + в общество, но и миллионы рабочих мест. Продолжительность жизни возрастет, общие показатели здоровья населения тоже.А вот с целью индивида всё на мноооого сложнее. Сейчас главное что? Жить как в масле кататься, зарабатывать деньги, тратить их. А копнуть глубже то под этим слоем стремления заработать, практически ничего и нет! Население деградирует "душевно". Старые русские традиции постепенно забываются, а в замен этому приходит "по сидеть по бухать с поцыками" или "тусануться в клубешнике". Люди становятся всё более угрюмыми, и менее отзывчивыми. Они заперты в своих 4х стенах и ничего не хотят делать, они будут послушным стадом лишь бы у них не забрали то бесцеремонно навязанное что "у них есть" 2) Образование в целом. И обязательное знание своих прав, и прежде всего обязанностей. Властям выгодно иметь в подчинении "слепой" народ, который кроме как революции ничего не видит, не видит свою роль в общественной, и политической жизни. Народ который переделает лозунг "хватит это терпеть" в "придется это терпеть". БОльшая часть население не знает как можно воздействовать на власть. Да и не только воздействовать, вообще даже защитить себя в случае бесчинства властей или различных структур. Да даже если гражданин знает законы, он боится их применять. Все говорят ой да зачем мне это нужно, еще судиться с ними, проще дать на лапу и разойтись. До тех пор пока мы не станем злее в этом плане на нас так и будут кататься свесив ножки.
kum_pda, 1 марта 2012 г. 20:53:12
3) Общее моральное здоровье население в целом. Алкоголь, насилие, наркотики, подростковый криминал, общее развращение младшего поколения. Как! Как объяснить маленькому ребенку почему по МТВ тётя тётю за попу схватила? Как можно разговаривать с молодым человеком с баночкой коктейля у которого через слово *лядь, и пр. Курящие девочки малолетки. Так и хочется взять лопату и закопать куда по глубже. А ведь это же будущее нации? А может правильно? Пусть бухают колятся и пр, пусть умирают, ка не нужная часть населения? Как вы думаете что еще нам следует изменит в себе? Куда смотреть, на что оерентироваться?
Сергей Маковский, 4 марта 2012 г. 16:23:34
Большое спасибо за искренность ! Вполне разделяю Ваши мысли.Трезвый взгляд на общество и на себя,почти всегда вызывает раздражение собеседника.До сих пор не научились видеть в себе причину зла,считая себя христианами.Какое еще нужно Евангелие,чтоб стать людьми?
DenisJumalov, 14 марта 2012 г. 13:33:33
Уважаемый Андрей Сергеевич, не знаю читаете ли вы комментарии к своим постам, надеюсь что да. Вчера посмотрел передачу "Полный Албац" ( от 12 марта 2012, 22:00) на Эхо Москвы. Там выступали молодые ребята, которые сами пошли на выборы в муниципальные округа и их избрали жители этих округов. Мне кажется, что это ростки гражданского общества, И они должны быть примером. Как я писал в предыдущем комментарии. Трудно спорить с Плехановым, но мир меняется. И мука уже потихоньку перемалывается. Я очень рад, что увидел этих ребят. Посмотрите и вы, если у вас есть время, и если у вас есть интерес... http://echo.msk.ru/blog/video/867764-echo/
Andrew, 2 июля 2013 г. 18:40:36
Уважаемый Андрей Сергеевич! Спасибо за Ваши лекции "От "Черного квадрата" к черной дыре" в «Academia». Ход Ваших размышлений очень созвучен моему пониманию изменений в области искусства. Показ трансформации позиций, как художника, так и зрителя в прекрасной новелле А.Моруа «Рождение знаменитости» - готовая живая иллюстрация справедливости Вашего подхода. С большим интересом прочел на Вашем сайте блог «Рабство легко, свобода трудна». Вы там пишете: «Вообще, прежде, чем воспитывать поколение, надо ещё воспитателей вырастить, понимаете… Поэтому, давайте искать ответы на вопросы, а не гневаться.» Замечательно, и очень верно! Но – как? Близких вопросов коснулся Герберт Уэллс в своём знаменитом эссе «Спасение цивилизации». Он предложил создать «Новую Библию», освоив которую в обязательном порядке в юном школьном возрасте, молодое поколение получало бы поголовную инъекцию моральных догм не на религиозной платформе, а на литературно-занимательных примерах из мировой беллетристики. В России это эссе было опубликовано в двадцатых годах прошлого века. Однако, по-видимому, не только плодов не принесло, но даже и резонанса не вызвало. Широко и в разных аспектах используется формулировка К.Маркса – «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой». Результат зависит от двух факторов: какова «идея» и как «овладеть». Любопытно анатомирует ситуацию Л.Фейхтвангер в романе «Лисы в винограднике». Война Франции с Англией. США посылают суперграмотных политиков и законоведов для разрешения конфликта. Результат – нулевой. Поехал Б.Франклин, уважаемый человек, не учил, не доказывал, а не спеша создал общественное мнение («овладел»!), и проблема решена. Проблема трансформации менталитета, нравственных понятий народа, неисчислимо сложнее.
Andrew, 2 июля 2013 г. 18:44:01
(Продолжение) Законы, указы, наставления, особенно в дидактической форме, как бы ни были они разумны и социально справедливы – не результативны. Гораздо эффективнее эмоциональное воздействие личного примера или сопереживания с персонажами произведений искусства. В сталинскую эпоху, в рамках строжайшей цензуры, такой подход в формате «писатель – инженер человеческих душ, обязанный показывать ростки будущего» давал несомненные результаты. Сейчас «инженерами человеческих душ» стали СМИ – ТВ и интернет – которые на технически прекрасно поданных примерах стимулируют нездоровый интерес к жестокости, насилию, безнравственности и блеску богатства, заслоняющего и заменяющего духовные ценности и глубокие человеческие чувства. Как на таком фоне, с детства формирующем привычку к обыденности убийств, безнравственности, массово вырастить нравственных воспитателей нового поколения? Нужно, чтобы в этих условиях облагораживающее искусство воспринималось не только узким кругом высокообразованных культурных людей, но и широкими слоями. Для этого нужны такие формы его реализации, которые могли бы поразить, привлечь внимание и заинтересовать многих, создавая высокое эмоциональное напряжение. А с другой стороны неплохо бы создать некий высший элитный лицей, который был бы выше педагогических вузов, тиражирующих учителей, призванных донести до школьников основы знаний по утвержденным стандартным программам. Лицей, формирующий воспитателей стандартных школьных учителей, воспитателей, одержимых стремлением нести в мир идеалы знания и добра и готовых стать миссионерами на этом поприще. Его выпускники могли бы проводить в регионах мастер-классы и формировать структуры по повышению квалификации учителей. Но здесь нужна добрая воля руководства страны, наличие и содействие столпов культуры типа Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.И. Солженицына. Ваш призыв искать ответы остается в силе. Спасибо Вам за глубину понимания, боль за страну, и за энергию поднимать и озвучивать такие проблемы.
Марина Марина, 18 июня 2015 г. 17:20:21
В России система порождает поколения с таким больным менталитетом, и в свою очередь этот больной менталитет подпитывает эту систему. Замкнутый круг. Нужно заниматься молодыми поколениями с младых ногтей, чтобы не выращивать монстра - систему.
Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
#вопросыстановления #выходвмир #кончаловский #кончаловскийтеатр #мойтеатр #чтотакоехорошо алкоголизм католичество кино гражданство гражданское сознание гражданская позиция гражданское общество Единая Россия выборы Ельцин Гонгадзе историческое развитие история Голливуд jetlag Джон Бернал непотизм личная ответственность Петр Кончаловский политика ответственность общество государство доверие Владимир Путин богатство Александр Зиновьев анонимная ответственность беспризорники бизнес братья буржуазное сознание Буш варварство Василий Ключевский вера власть воровство Грех демографический кризис кастинг коммерческое кино коррупция кризис семьи Кучма Лев Толстой лирика менталитет Микеланджело Мишель Фуко наркомания народ Наталья Кончаловская национальная идея недоверие Никита Михалков Обама правительство православие революция Рим российский менталитет российский народ Россия Саша Черный семья Серебряный век сироты смертная казнь Средневековье старики Столыпин тандем Украина феодальное сознание Эхо Москвы Ющенко Янукович