Eng
Блог

Ответы на вопросы

17 октября 2011 г.

Я рад, что вас так много откликнулось на дискуссию, которая сейчас  развязалась, откликов какое-то сумасшедшее количество, цифры какие-то 45-46 тысяч. С ума сойти! Это важно, значит, люди отвечают, людей задело, это гораздо важнее, чем, если бы просто забыли и никто не обратил внимания. Я могу сказать, что у нас в определённом смысле возникает дальнейшая дискуссия.

Много жалоб, вот я цитирую: «безжалостный Кончаловский о народе...» Да, правда редко бывает приятный. В основном мы себя тешим иллюзиями о себе любимых. Или так пишут: «Когда в лицо говорят такую неприятную правду, возникает когнитивный диссонанс, что мы и тут и наблюдаем. Кончаловский высказал разумные вещи…». Порадовало: «Кончаловский произнёс вслух то, о чем мы не решаемся себе признаться»…

Вы знаете, сама по себе – правда - штука неудобная. Конечно, приятно слушать комплименты, а когда тебе говорят, что ты жадный и злой – слушать не хочется.

Много вопросов «где же выход»? Например, «Вы через культуру политико-социальный срез нашего общества обозначили. Ваше мнение: как через культуру заставить гражданство появиться?»

Культура – это не только Пушкин и Чайковский, культура в том числе – как заботиться о детях, о стариках, как человек работает, как он уважает свою работу, как отстаивает свои права – это все культура. Вот Марио Грондона, такой интересный аргентинский социолог, который открыл многие вещи через культуру аргентинского народа, - в этом смысле говорит как раз о кодексе, который диктует поведение человека. И вот меня как раз интересует, как мы можем изменить эту этическую культуру, улучшить кодекс, чтобы человек почувствовал себя личностью, чтобы стал кузнецом своего личного счастья. У меня конкретных ответов нет, но я считаю, что гораздо интереснее поставить вопросы, правильные вопросы, тогда мы обнаружим правильные проблемы, а потом начнём искать правильные решения этих проблем.

Вот вопросы все делятся на 3 вида. Одни, авторы которых «с порога» заранее отрицают все, что я говорю, заранее имеют точку зрения, что я какой-то прикормленный, - это вечная история о том, что я обязательно должен иметь какую-то «заднюю мысль», когда мы с вами разговариваем. Но я же не пропагандистский орган, ребята, я нормальный человек, который хочет с вами поделиться своими сомнениями и даже убедить вас, что кое в чем я прав, хотя в чем-то и могу ошибаться. Вообще, эти «не верящие» вряд ли смогут остаться в круге нашей дискуссии, если она продолжится. И поэтому они будут создавать такой определённый фон для того, чтобы нам с вами разговаривать.

Вторая группа людей, которая говорит, по-русски очень, - «кто виноват?» Третья группа говорит – «что делать?» Так вот: кто виноват, что делать…

По поводу первой группы людей. Вообще, неверие, в принципе, недоверие – я не удивлён этому. Но не удивлён не потому что я как-бы не считаюсь человеком из этой среды, не интеллектуал… и за границей проживаю. Как будто русские интеллектуалы не жили за границей! Но вот «не верящие» люди уверены в том, что я преследую какие-то неискренние вещи – и это очень типичная наша черта.

Вообще недоверие, узкий круг доверия – это основной признак всех стран, где сознание не эволюционировало в буржуазное и осталось, по сути, крестьянским. Когда я говорю «крестьянское» - это не обязательно о людях, которые работают на земле. Они могут давно работать в городе, на заводе и даже в Кремле, но сознание у них крестьянское, - то есть у них сознание людей, которое сформировалось тогда, когда создавалось земледелие. К этим странам относится не только Россия. Вообще это типология того самого аргентинского социолога Грондона, который это анализировал на основе ментальности аргентинского народа. И вот Россия в этом смысле близка не только латинским странам, - вообще многие развивающиеся страны не имеют того, что называется буржуазным сознанием, они имеют крестьянское сознание.

Один из признаков крестьянского сознания - узкий круг доверия, семья, – за пределами семьи мир враждебен. В крайнем случае, мы относимся к этому миру равнодушно. Семья – это главное. И поэтому «я» верю только им, и если «я» прихожу во власть, то «я» назначаю людей или из своей семьи или, в крайнем случае, из ближайших друзей. Вот сейчас Москву «захватили» все люди из Петербурга. Это так. Но я  могу понять этих людей, потому что доверия мало, а знакомым-приятелям веришь. Поэтому сегодня – «петербуржцы». А до этого была, как вы знаете, в 90-е годы «семья» была. И все знают, что такое «семья».

Нельзя верить незнакомым другим – вот и русская пословица об этом: «оглянись вокруг себя, не употребляет ли кто тебя». Но завтра, если в Кремль приедет житель другого региона, и, кто знает, все властные структуры наполнятся жителями из какого-нибудь «усть-урюписка»…

По поводу доверия есть такая замечательная книжка – Стивена Кови «Скорость доверия ». Удивительная книга, масса замечательных мыслей по поводу доверия. Махатма Ганди есть здесь цитата: «Стоит заподозрить человека в том, что он преследует личные интересы, как все, что он делает, начинает вызывать подозрение». В данном случае, это я у вас вызываю подозрение. Кови считает, что доверие - основа настоящего прогрессивного человека, и без доверия не хватает самого главного, не хватает денег: недоверие удваивает ваши расходы на ведение бизнеса, пишет Кови. Вам известно, насколько непросто у нас в стране получить кредитУ нас невозможно, скажем, получить кредит…

45-50% - я как раз об этом не раз говорил - энергии человека в нашей стране уходят непроизводительно, потому что никто друг другу не верит. Мне кажется, люди из группы, о которой я говорил выше – «не верящие люди» - те самые, которые «непроизводительно никому не верят».

Вот ко второй группе относятся люди, которые спрашивают «кто виноват?». Вот пишет один из них: «не согласен только с тем (в смысле с тем, что я – А.К. - говорю), что вина тандема малозначительна. Она очень большая. И на мой взгляд они прекрасно видят все это и не хотят менять ничего. А самое печальное, что нет света в конце туннеля». Другой пишет: «Виноват ли Путин? Да, виноват!»  Ещё письма: «совершенно согласна, Путин не только виноват, - он идейный создатель той коррупционной системы. Не народ г..но, а государственная машина, имеющей своей целью производство себя самой и не более». Опять нашли виноватого.

Вот, насчёт государственной «машины», которая «виновата». Знаете, есть такое слово научное «трансцендентность». Для определённых обществ и культур государство трансцендентно. Что это значит? Это государство - само по себе, а мы – сами по себе, только не трогайте нас. Вы наверно замечали, когда мы говорим о власти и о Кремле, то говорим всегда «они». «Они» там «наверху» решили, они… Мы говорим о чем-то отдельном, к чему мы отношения не имеем. Мы не говорим «наши люди», - мы говорим: здесь «они», а здесь «мы». И вот, собственно, это и есть пропасть между народом и государством. Это и есть, что называется: государство для русского сознания трансцендентно. Но не только для русского, Латинская Америка там, Африка – то есть люди там сами по себе, государство «наверху». Что получается в таком обществе? «Вы не вмешиваетесь в наши дела, а мы не будем вас трогать». Но в гражданском обществе граждане говорят: «наш премьер сделал ошибку, мы давайте его поправим». И вмешиваются: заполняют улицы, протестуют, но не обязательно бьют стекла. Но, главное, что премьер или государство чувствуют, что люди заинтересованы, чтобы власть исправила свои ошибки. Государство без желания масс, без возможности гражданам вмешаться, - коррумпируется, занимается собой, а, главное, пытается сохранить свою власть. И задача граждан – заставить себя слушать. 

Вообще, если говорить, наше государство ещё что-то делает, - оно вообще могло ничего не делать с таким народом, который не влияет ни на что никак. Мы с вами абсолютно пассивны. Поэтому, пока вы как личности каждый не «перешагнёте» через эту ПРОПАСТЬ между вами и государством, ничего значимого не произойдёт. И даже если вина лежит на каком-то лидере или на власти или на правительстве, - все равно я убеждён, что винить правительство есть признак раба. То есть это «экстерьеризация вины». Удобно обвинять другого, потому что потом ты снимаешь с себя всякую ответственность. Поэтому в Росси очень трудно найти виноватого. Есть такие слова диссидента Буковского, что власть -  это не танки, власть это не пули, не полиция, не милиция, не дубинки. Власть - это пассивность. Пассивность людей.

Теперь про третью группу людей, которые задают вопрос «как быть?» У некоторых даже есть ответы, вот один товарищ пишет: «ликвидировать политическую монополию единороссов в думе». Вот такой рецепт. А как он предлагает это сделать – ГКЧП, танки на улицы, заговоры, взрывы – как вы хотите ликвидировать это? Это же длительный процесс, ликвидировать политическую монополию единороссов очень сложно, потому что это партия, в которую идут русские люди по определённым, важным для них причинам. Может быть, очень личным, может быть, совсем не политическим, может быть… Но, тем не менее, они туда идут.  Ещё раз повторюсь: народ, граждане заставляют государство заботиться о себе. И вот для того что бы «заставить» как раз нужно попробовать понять, что мы должны относиться активно к тому, с чем мы не согласны.

Вот хорошая мысль: : «по отдельности мы - хорошие люди, большинство. А в общности своей неорганизованное стадо. Если бы это было не так, тогда бы уже организовалось сильно реальное, а не «повонять» в интернете. Только с реальной, многомиллионной организацией они бы стали считаться…»  Вот это, действительно, феномен: хорошие люди вместе редко объединяются.

Ещё один мне вопрос: «как же в других государствах люди стали гражданами» или «что нужно для того, чтобы люди стали гражданами»? Или «задайтесь вопросом г-н Кончаловский: раз уж мы все такие безнадёжные, почему на Западе не так, хотя люди, по сути, все одинаковые?» Это главное заблуждение. Люди при рождении все одинаковые, а когда начинают ходить и говорить – уже разные, потому что там вступает в силу воспитание, традиции и вот то, что я назвал культурой. 

Русская история не имела того исторического пути, при котором бы возникло гражданское общество. Почему? В России не было частной собственности. Единоличным хозяином всего был царь, и остаётся Кремль. Всем этим олигархам разрешили быть богатыми, и в любой момент у них всё это можно отнять. Это значит, что русский человек остался безземельным крестьянином. И смотрите, что получается: русский крестьянин, чтобы иметь свою землю, бежал на юг. Там, на Украине люди обзаводились своей землёй, которая передавалась по наследству, и возникли хутора, а не деревни. Поэтому для Сталина все украинские крестьяне были… кулаками. А у нас – деревня, вокруг земля, чёрный передел. То есть земля делится, ничто не передаётся по наследству. Не было собственника, поэтому не возникло буржуазии. А не возникло буржуазии, значит, не может быть гражданского сознания.

Вот ещё один человек пишет: «должен прийти человек, который всю эту дурь из населения выбьет». Замечательный рецепт. Это кто? И как он будет выбивать эту дурь?

Ещё один рецепт я вычитал: «жёсткое формирование национальной идеи». Большая тема. О национальной идее и о том, существовала ли она в России, мы поговорим в следующем блоге.

nikolai55, 19 октября 2011 г. 19:50:05
Здравствуйте,Андрей Сергеевич.Я думаю,что мы находимся в самом начале строительства капиталистической модели общества и по этой причине переболеем всеми сопутствующими болезнями.Гражданское общество появится очень не скоро,учитывая наш менталитет и нашу историю,тем более,что годы советской власти воспитали в нас "инфантилизм".Я абсолютно уверен,что кто-бы сейчас не пришёл к власти,ничего сильно изменить не сможет,тем более,что среди "верхушки"нет ни одной сильной личности,на которую можно было-бы делать ставку.Пока мы сами не поймём,что меняться нам надо самим,ничего не изменится.По поводу собственности-я с Вами согласен и мне кажется очень интересным предложение "Яблока" по поводу земли.Я конечно не экономист,а рабочий,но если-бы эта схема заработала,то мне кажется,что это привело-бы к созданию класса собственников в стране.
nikolai55, 19 октября 2011 г. 22:04:10
По поводу второго Вашего выступления хотелось-бы высказаться.Не важно кто будет у власти- Путин или другой-плохо то,что рулит одна партия и нет реальной политической борьбы в Думе.С одной партией мы уже жили и знаем,чем это заканчивается.Вот Вы говорите о кущёвских событиях,что народ ничего не смог сделать.А что они могли-они ведь видели,что некоторые из этих бандюганов были и депутатами и с ментами дружили.Страх,страх за своих детей и близких.Они ведь убивали людей по одиночке,за исключением последнего события.А вот когда в Сагре бандиты хотели "наехать" на всю деревню,вот тут-то народ и восстал.То есть если на нас сильно надавить-мы берёмся за вилы.В этом нашем качестве и кроется опасность.Мы долго можем терпеть,а потом "русский бунт".
slidearea, 21 октября 2011 г. 15:59:14
Спасибо большое, Андрей Сергеевич за ваш блог, услышал очень много интересных мыслей, которых редко от кого можно сегодня услышать! Хотя я родился в Украине, а живу за границей, но все же очень интересуюсь развитием наших стран,России и Украины, история которых безусловно переплетается, да и ментальность наших народов тоже. Последняя мысль этого выпуска о "национальной идее" и правда ключевая. Я думаю, основная ошибка наших народов - мы сами не знаем какую модель общества мы хотели бы видеть. Для того чтобы получить "гражданское общество" нужно во первых знать его основные принципы и моральные устои, а во вторых четко предствалять какими средствами мы можем его получит. Конечно, уровень сознания, морали, интеллекта у каждого человека разный, но представление о том "куда идти" и что в итоге мы хотим получить, должно быть хотя бы похожим!
slidearea, 21 октября 2011 г. 16:00:44
Вот из этого и вытекают другие проблемы, такие как "постоянное недовольство действиями власти". Ведь когда мы хотим пошить костюм мы точно знаем его модель, из какой ткани он будет пошит и как он будет в итоге выглядить. Мы говорим все это нашему портному, он снимает мерки, делает закрой и через какое-то время котсюм готов. Так вот, наш с вами "портной" - наша власть и представления не имеет какой именно котсюм мы хотим пошить, он знает только что это костюм и все... А мы еще и постоянно недовольны как он его шьет. Так что, пардон господа, мы сами виноваты во всех своих бедах. Все хотим жить "хорошо", только вот это "хорошо" ничего больше, чем плод нашей с вами фантазии. У нас есть некая модель "райской жизни", а не реального предстваления о хорошем уровне жизни, что нам нужно сделать, чтобы до него дойти и что мы должны в себе поменить дабы его удержать!
slidearea, 21 октября 2011 г. 16:02:07
Нужно менять себя, мы с вами боимся элементарно отсоять свою мысль перед начальником на работе или перед профессором в университете, каждый боится чего-то, у нас с вами общество больших начальников и маленьких подчененных, а не граждан. Мы привыкли молчать, закрывать глаза и уши, нам кажеться так удобнее, безопаснее, все живут по принцыпу "моя хата с краю", "вы себе там делайте что хотите, только уровень жизни поднимите!" Так вот, друзья, все зависит только от нас, наше настоящее и будущее, мы все "портные", и только от нас зависит качество нашего костюма. Спасибо еще раз!
Valery2050, 22 октября 2011 г. 22:46:40
Уважаемый г-н Кончаловский! А почему вы добровольно делаете себе "обрезание"? Почему вы говорите так, как будто в нашем обществе нет Каспарова, Немцова, Новодворской, других оппозиционных политиков, которые говорят, что у нас полицейское государство, фашистский режим, которые открыто называют нынешние власти России "Кровавой ГеБней"? Не просто «авторитаризм», а «фашистский режим». Понимаете? Вам, что это неинтересно? Или вы об этом не знаете? Или вы не знаете, почему они так говорят? Вы говорите банальные вещи о том, что "простой народ" у нас не слишком активен, что у него нет привычки к свободе и т.д... Но ваше ли дело говорить, что "Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес и сено"? Чемпион мира по шахматам Г. Каспаров считает Путина преступником. Понимаете? Преступником, а не просто «авторитарным лидером». Вам нечего ему ответить? Вы не знаете, почему он так считает? Я вам расскажу сейчас. А то, мне кажется, вы действительно не знаете, почему он так считает.
Valery2050, 22 октября 2011 г. 22:48:59
Гарри Каспаров говорит, что он решил активно бороться путинским режимом после Беслана. Что вы знаете про Беслан? Вы знаете, что расследование уголовного дела по Беслану до сих пор не закончено? Вы знаете, что существуют комитеты «Матери Беслана» и «Голос Беслана»? Вы знаете, что они говорят, что это ФСБ спровоцировало сам теракт и кровавый штурм, в ходе которого и погибло так много детей и взрослых? Вы знаете, что на сегодняшний момент 294 пострадавших в Беслане подали жалобы в Страсбургский суд на государство Россия (вашу Родину, между прочим) за то, что оно виновато в смерти их детей? «Простые люди», которым вы говорите, что он и не слишком активны, могут всего этого и не знать. Потому, что ваш любимый Путин уничтожил свободу слова в нашей стране и 99,99% наших СМИ обо всем этом не говорят. А знаете ли обо всем этом вы? Если знаете, то почему вы об этом не говорите? Если не знаете, то вот я вам рассказал и хочу задать вопрос: что вы об этом думаете?
igor_tim, 24 октября 2011 г. 20:21:25
Для следующего блога. О "национальной" идее. Обязательно надо уточнить, об идее какой национальности идёт речь (Русская Идея - это Идея построения к 3000-летию Христа Царства Божьего).
igor_tim, 24 октября 2011 г. 20:25:04
"О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!" (Ф. Достоевский, «Дневник писателя», 1880). Христов евангельский закон гласит: люби ближнего твоего, как самого себя! Вопрос: как этот Христов евангельский закон применить? Ответ: см. «Манифест Русской Партии», "окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!"
evgen1-sever, 26 октября 2011 г. 0:01:18
"Национальная идея"-это что? Попытка разгледеть "правильный" вектор,чтобы побежать дружно в одном направлении? Как это сделать? Обнаружить "истину" - с которой все согласяться? Задача не решаемая изночально , ибо таковой(истины)не существует.
capni2012, 25 августа 2012 г. 14:41:00
Уважаемый господин-собственник буржуа! Пишет Вам неимущий учёный.Во-первых, я хотел бы Вам напомнить, как возникает т.н. частная собственность: читайте Библию -"Пастбища богатых-бедные"и ещё:"Как отвратительно для гордости смирение, так отвратителен для богатого бедный" (Сир.13:23,24). Или как говорил великий св.Иоанн Златоуст:"богатство создаётся нуждою бедных". То есть богатство порождает класс бедных и класс богатых. Поэтому Христос и говорил:"Горе вам, богатые", "Не собирайте себе сокровищ на земле"(Мф.6:19), Я один Господин, а вы все братья, а потому живите в равенстве-достатке(2Кор.8:14).Великий К.Маркс обосновал это теоретически, а гений Ленина - осуществил на практике.При советской власти мы и были братьями, товарищами.А почему именно эта идея? А потому, что ещё в древности Солоном была высказана простая, но великая мысль:"Равенство не рождает войну".Войны порождает неравенство, потому что "нажива богатых собственников ненасытна". У собственника (коих, кстати, около 10%) менталитет хищника и потому"история человечества написана кровью"/Эрих Фромм/ Это история никогда не прекращающегося насилия за передел собственности.А про Ваш любимый Запад хорошо сказал Мартин Хайдеггер: "Запад - мышеловка, в которой произошла полная утрата смысла бытия..." Так что мир спасётся только социализмом с "национальной идеей" - идеологией благоразумного достатка. Для всех.
Mari Belogorskaya, 4 декабря 2012 г. 23:33:19
Это призыв к революции? Ее не будет без организации и капитала, Вы же это прекрасно понимаете
platon, 31 декабря 2012 г. 23:42:01
Миром правит Капитал, а потому он "лежит во зле"/1Ин.5:19/.С помощью капитала организуются перевороты и буржуазные выборы. Так, в США демократическая партия крупных собственников сменяет республиканскую партию крупных собственников. А для "неимущего бедняка ничего не меняется кроме имени господина". Но, к сожалению,"немногие хотят быть свободными, большинство желают быть рабами свободных господ". Как известно, частная собственность порождает отношения господства и подчинения, хозяев и рабов(наёмных).Право неограниченного обогащения(кстати, антихристианское!) частного собственника позволяет "делать" Большие Деньги,которые "открывают любые двери". И надо "выдавливать по капле из себя смиренного раба", ибо невежество (раба)демоническая сила..."/К.Маркс/.Многие ли понимают, что такое социальная справедливость? Увы...Сегодня "эгоизм наживы собственника преобладает над интересами общества".Капитализм основан не на удовлетворении разумных потребностей, а на их безрассудном умножении, ибо прибыль превыше всего.И природу он рассматривает не как колыбель, а как неисчерпаемую кладовую, хотя учёные "Римского клуба" ещё 30 лет назад предупреждали, что есть пределы роста.И сегодня человечество "перешагнуло планку", за которой самоподдерживающая способность природы исчерпана. Система продолжает "рубить сук", на котором держится человечество."Америка не знает куда стремится, но бъёт рекорд скорости по кровавой дороге насилия в никуда". И мы - туда же. И только "Равенство не рождает войны и конфликты", а "владыкой мира должен быть Труд"/К.Маркс/.У человечества, практически не осталось времени для разумного выбора.Социализм - это естественный выбор сознательного человечества, это обуздание эгоизма собственника в пользу общественного альтруизма. А значит и выживания человечества.Вы против? И в заключение замечательная мысль Н.А. Бердяева:"Если бы Церковь грозила отлучением, гибелью и вечными муками тем, которые одержимы волей к могуществу и господству и эксплуатации ближних, то история сложилась бы совершенно иначе...Это имело роковые последствия в истории христианского мира". Вот так...
Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
#вопросыстановления #выходвмир #кончаловский #кончаловскийтеатр #мойтеатр #чтотакоехорошо алкоголизм католичество кино гражданство гражданское сознание гражданская позиция гражданское общество Единая Россия выборы Ельцин Гонгадзе историческое развитие история Голливуд jetlag Джон Бернал непотизм личная ответственность Петр Кончаловский политика ответственность общество государство доверие Владимир Путин богатство Александр Зиновьев анонимная ответственность беспризорники бизнес братья буржуазное сознание Буш варварство Василий Ключевский вера власть воровство Грех демографический кризис кастинг коммерческое кино коррупция кризис семьи Кучма Лев Толстой лирика менталитет Микеланджело Мишель Фуко наркомания народ Наталья Кончаловская национальная идея недоверие Никита Михалков Обама правительство православие революция Рим российский менталитет российский народ Россия Саша Черный семья Серебряный век сироты смертная казнь Средневековье старики Столыпин тандем Украина феодальное сознание Эхо Москвы Ющенко Янукович