Eng
Блог

Голливудизация

15 августа 2011 г.

Сегодня я хочу с вами поговорить о нашей нации как о нации «жующих зрителей». Вот, если, например, в консерватории поставить столы и пусть там люди едят, пьют, а одновременно с этим на сцене играет оркестр под управлением какого-нибудь большого дирижёра симфонию Чайковского, – вы точно скажете, что это невозможно. Невозможно слушать великую музыку и жевать, да?

А как насчёт театра? Вот, если бы в театре сделать подобное? Пускай стоят столы, все жуют, – опять невозможно, скажете вы.

Ну а как в кино? А в кино сейчас все попкорн жуют и хлюпают кока-колой – все, в определенном смысле, превратились в нацию жующих кинозрителей. Причём, интересна такая вещь: сидят себе зрители, жуют, и, вдруг, на экране – хоть кусочек настоящего искусства, там чувства какого-нибудь, - и все перестают жевать, всем хочется смотреть и сопереживать.

Когда я учился киномастерству, отношение к кинематографу было всё-таки как к одному из высоких искусств. И людей волновало качество фильма, а не кассовый успех. И фильмы снимались не для жующей публики, а для людей, которые приходили в кинотеатр, в том числе и для того, чтобы найти ответы на вопросы, которые их мучили. И те зрители к кино относились как к своему собеседнику, иногда даже – как к учителю. И что произошло?

А произошла такая, я бы сказал, серьёзная деградация российского кинозрителя – его «американизация».  Когда я учился во ВГИКе, нам никому в голову не приходило задавать вопросы о фильмах Коппола и Куросавы или Феллини, типа, сколько стоила картина или сколько там она собрала… Но посмотрите, например, передачу на «Вести.ру» «Индустрия кино» с симпатичным ведущим Иваном Кудрявцевым. В основном, его передачи – это просто переведенные с английского рекламы американских фильмов. Да, сделано серьезно и с профессиональным подходом – сколько картина собрала, какие там артисты снимаются. Но это – абсолютно американский анализ фильмов, так сказать, американская ментальность. И это уже укоренилось у нашего российского зрителя -  такой абсолютно американизированный подход к произведению.

Несколько лет назад я написал статью «Победа рынка над искусством», где пытался проанализировать ситуацию в мире, где искусство медленно уступает место рынку. Что значит вообще – победа рынка над искусством? Это когда художественное достоинство, художественные качества произведения заменены рыночной стоимостью. Лет пятнадцать назад  Александр Исаевич Солженицын написал очень серьёзную статью, где анализировал деградацию западного искусства и, главное, предупреждал, что денежные оценки искусства лишают его всякой духовности. Этот процесс неуклонно идёт и у нас: усреднение общего уровня культуры, падение интереса, падение любой потребности в большом искусстве. Наступает такое равнодушие, нечувствительность… Люди уже не замечают того, ЧТО они смотрят – кино никаких ответов им не даёт, и вообще нет того самого высокого смысла, который они раньше искали в кинопроизведении.

Какой результат? А вот какой – катастрофический. В прошлом году из миллиарда, который собрал русский кинорынок, восемьдесят пять процентов ушло «в карман» американской киноиндустрии. И только пятнадцать процентов получило наше кино. Для русского кино – это катастрофа. Это означает, что русский зритель больше не интересуется жизнью своей страны, его интересуют сказки про «Железного человека» или «Трансформеры» и прочая продукция Голливуда, под которые можно спокойно жевать попкорн.

Что такое Голливуд вообще? Голливуд - это ведь не американское кино, Голливуд – это такая транснациональная компания, которая делает деньги. Создаёт некие «сказки», такую продукцию, которая абсолютно не отражает даже реальное положение дел в США. Вы вряд ли увидите в голливудском фильме какую-нибудь серьёзную социальную картину. Хотя, впрочем, бывают исключения. Вот такой автор под ником «Боб» («КиноПоиск.Ru») написал очень точно в своей рецензии на «Голливудский финал» Вуди Аллена: «…Желание потакать массам в крови у американских режиссёров, они идут по пути наименьшего сопротивления…  Да только само понятие «режиссер», как человек, руководящий процессом работы над фильмом, уже потеряло свой смысл. Теперь важен не режиссер, а его умение делать деньги. …В 21 веке кино перестало быть искусством, а стало бизнесом, не более важным, чем изготовление пробок для шампанского или презервативов». Это, собственно, и есть страшное влияние Голливуда на русского зрителя. Причём в России достаточно много талантливых режиссёров, которые хотели бы поделиться своим мастерством и талантом, и любовью к стране. И в России достаточно художников, которые ничуть не уступают западным, и которые могли бы сказать нашему зрителю и о проблемах, которые сотрясают наше общество, и задать вопросы и подумать вместе о том, «где» мы и «куда» мы вообще движемся… 

«Голливудизация» России почти совершилась. И ещё не поздно задуматься, что мы потеряли, а что взамен нашли. За исключением определённого удобства, - сидя в гораздо более удобном кресле, чем сорок лет назад, жевать попкорн и пить кока-колу. Но удобство не делает человека лучше, и не способствует его духовному росту.

Куда мы движемся? Я не знаю. Но можно представить себе, что через 10-15 лет такого кино, которое рассказывает о проблемах России, о русской жизни, о тайне человеческой души, просто не будет. Потому что не будет зрителя, которому это будет нужно. Вот так. А что вы думаете, господа хорошие? Хотелось бы послушать вас на эту тему.  

Ulan, 14 октября 2011 г. 19:21:43
Русское, читайте Советское кино было интересно в контексте замкнутого пространства. Пространство расширилось(не без вашей помощи) и нам оказалось нечего предложить миру. К Голливуду можно относится по разному, но оспаривать переход количества в качество не возможно: стоит назвать всего пару фильмов, Форест Гамп, Красота по американски, Крестный отец, Матрица и список будет очень большим. А жевать или не жевать,пусть каждый выбирает сам.
SAYAPOV, 28 октября 2011 г. 14:29:45
КУДА МЫ ДВИЖЕМСЯ ? ОТВЕТ ПРОСТ ! ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И НИЧТО НЕ ПОВЕРНЕТ НАЗАД И НИКТО НЕ В СИЛАХ ИЗМЕНИТЬ ТО ЧТО БУДЕТ ПВЕРЕДИ ЭТО 5-10 ЛЕТ- УЖАСНО, НО В ПОСЛЕДСТВИИ ПО ИСТЕЧЕНИИ ВРЕМЕНИ ВСЕ УСТАКАНИТСЯ ДО НОВОЙ ВОЙНЫ И НОВОГО ВИТКА ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
vova87, 20 декабря 2011 г. 8:50:07
Здравствуйте, Андрей Сергеевич! Как мне кажется, проблема, о которой Вы говорите, является частью массовой тенденции "упрощения" во всех сферах жизни. Посмотрите вокруг: со всех сторон мы слышим прямые или косвенные призывы - "будь проще, не парься", т.е. "не думай, не задумывайся, не напрягай мозги". И так везде: семья, работа, искусство. Человек чувствует себя "на короткой ноге" со всем миром.
vova87, 20 декабря 2011 г. 8:57:16
Зачем думать, переживать, трудиться не только физически, но и умственно? В ЗАГС прийти в джинсах, в них же прийти в театр. А потом пойти в кино и спокойно пожевать на очередном блокбастере. До тех пор, пока мы будем с миром на "ты", до тех пор пока мы будем жить под лозунгами: "бери от жизни все" и "отожми свое", у нас будет бездумный интерес к коммерческим продуктам. Печально только, что стоящей альтернативы голливуду в наших кинотеатрах очень мало.
AntoninaM, 17 июля 2012 г. 11:40:17
Полностью согласна с Вашим мнением о коммерциализации кино. Когда-то о том же говорил Тарковский, о том, что кино - инструмент передачи определенных эмоций, чувств, но остался не понят для большинства. А по поводу американского кино, есть у них все же попытки вернуть человека на путь истинный - тот же "Аватар", "Матрица", много есть хороших, но кто что ищет, то и находит. Голливуд удовлетворяет спрос.
vlakula, 30 декабря 2012 г. 15:23:42
Здравствуйте, Андрей Сергеевич! Меня зовут Владислав. Я сам являюсь студентом кинорежиссуры (Санкт-Петербургский университет Кино и Телевидения), и, соответственно, мне предстоит столкнуться с этой сверхкоммерциализированной системой. Мне кажется, дело не только в огромном количестве коммерческой американской продукции - Голливуд занимается таким производством уже десятки лет, и будет заниматься далее. Другое дело, что сейчас он очень плотно сел на иглу ремейков, сиквелов-приквелов и экранизаций комиксов - у них точно такой же кризис идей. Но, на мой взгляд, немалая доля проблемы заключается и в моральном подходе к нашему современному кино. У нас снимаются либо фильмы а-ля Голливуд: всякие "Стритрейсеры", "Slove", "Ключ Саламандры" и т.д. - а эти авантюры заранее обречены на провал, т.к. США в любом случае делает такие картины лучше. Либо же снимается прожжённый арт-хаус в роде "Жить", "Все умрут, а я останусь", "Четыре" и прочие - а это, как правило, обычному человеку смотреть невозможно, ибо чувствуется режиссерское высокомерие или же неумение. Я считаю, что в нашем кино необходимо создать систему качественного жанрового кино с нашей, русской ментальностью. Т.е., необходимо множество фильмов с четкой, интересно рассказанной, жанровой историей, которая, при этом, имеет авторский взгляд, духовное наполнение. На мой взгляд, таким занимается сейчас только Карен Шахназаров, и то, из-за недостатка в раскрутке, его картины почти никто не смотрит. Как только появится наше собственное качественное жанровое кино - пойдет и приток зрителей на отечественные фильмы. Но отсюда вытекает другая проблема - острый дефицит сценаристов и режиссеров, умеющих рассказывать интересные истории. Это раз. А два - полнейшее брезгливое пренебрежение к слову "жанр". Я сам знаю многих молодых коллег-студентов, которые приравнивают жанровость к ругательству. "Это не имеет отношения к искусству" - говорят они. И это действительно большая проблема. Мой взгляд на проблему голливудизации таков.
aelka, 25 ноября 2013 г. 21:38:45
Кончаловский-"кино больше не будет...." Цескаридзе -"русского балета больше нет....." Пугачева-"эстрада на краю пропасти...." Я , конечно, не причисляю себя к людям,которыми может гордиться наша страна.Я обычный ,советский,парикмахер,но 20 лет стажа дает мне право констатировать факт -парикмахерскому искусству-хана , как и красивому бизнесу. Через 10-15 лет не будет кино, а мы парикмахеры просто будем отрезать волосы от людей..... А я хочу смотреть думающее кино,носить красивую стрижку, и показывать детям балетную сказку...Может мы будем жить в другой стране ????? Или планете????Мир перед выбором.....
Mihail, 21 марта 2015 г. 1:45:27
Здравствуйте, Андрей Сергеевич! Я считаю, что серьёзная деградация российского кинозрителя – его «американизация»,произошла в результате бездарного современного кинематографа. Одно дело ,когда европейские или американские режиссеры снимают фильмы про вторую мировую войну и выставляют наших фронтовиков , просто тружеников тыла и людей находящихся в оккупации мягко говоря в нелицеприятном свете, я могу это понять, мы для них враги ещё с 16-го века и им не важно какой у нас в стране политический строй и какой флаг развивается над кремлём, их задача уничтожить нашу страну и информационные войны подрывающие сознание молодёжи ,считаю очень серьёзным оружием запада! После уничтожения Советского строя и развала нашей страны было много снято фильмов на тему Великой отечественной войны, а для нашего народа это война именно так и воспринимается, всего несколько фильмов реально можно отметить (звезда, в августе 44-го), огромное количество мифов и бездарности ,которое несёт современный русский кинематограф работает в виде пятой колонны, оболванивая молодёжь и пытаясь переубедить более старшее поколение, что войну выиграли штрафники и уголовники,а весь Советский народ ковавший победу как единый организм, понёсший огромные потери и разрушения наиболее развитых населённых и промышленных районов, постоянно обливается грязью именно НАШИМИ соотечественниками, которые стали ставить знаки равенства между серпом и молотом ,и свастикой!!! Я считаю ,что уже пора вводить жёсткую цензуру на фильмы этого жанра либо уголовную ответственность!
Mihail, 21 марта 2015 г. 2:01:12
Неужели нельзя взять реальный героический поступок или по воспоминаниям ветерана В.О.В. экранизировать его боевой путь во время войны? Огромное количество книг написанных фронтовиками, готовый сценарий-бери и снимай, так нет же,надо по своему перевернуть под современного зрителя и кто нибудь может мне объяснить бездарную игру современных актёров,которых можно сравнить с школьной самодеятельностью , т.е. актёры не учатся в наших знаменитых учебных заведениях или им так преподают? Почему не показывают в фильмах настоящую немецкую технику, сейчас много есть увлечённых людей ,занимающихся театральными постановочными боями на праздники,которые уделяют огромное внимание мелочам в форме и оружии (можно ведь их задействовать для массовки), почему не показывают реальные немецкие танки и советские???
Mihail, 21 марта 2015 г. 2:17:28
Обычно переделанные т-34 либо современные танки. В натуральную величину сделать танк по чертежам из 3мм железа или фанеры в одном экземпляре а потом размножить до бронетанковой армии с помощью современного кино нет проблем, существуют модели м 1:6 и заказать, а потом использовать их и в других фильмах,экономиться бюджет, хотел бы напомнить, что фильм Терминатор 2 ,сцены из будущего и атомный взрыв снимали на столе,Джон Кэмерон в 1991 году при мало мощных компьютерах сделал спецэффекты, которые наш кинематограф не может сделать на современных!
Mihail, 21 марта 2015 г. 3:30:16
Прошу прощения за не точность ,не Джон Кэмерон ,а Джеймс Кэмерон
Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
#вопросыстановления #выходвмир #кончаловский #кончаловскийтеатр #мойтеатр #чтотакоехорошо алкоголизм католичество кино гражданство гражданское сознание гражданская позиция гражданское общество Единая Россия выборы Ельцин Гонгадзе историческое развитие история Голливуд jetlag Джон Бернал непотизм личная ответственность Петр Кончаловский политика ответственность общество государство доверие Владимир Путин богатство Александр Зиновьев анонимная ответственность беспризорники бизнес братья буржуазное сознание Буш варварство Василий Ключевский вера власть воровство Грех демографический кризис кастинг коммерческое кино коррупция кризис семьи Кучма Лев Толстой лирика менталитет Микеланджело Мишель Фуко наркомания народ Наталья Кончаловская национальная идея недоверие Никита Михалков Обама правительство православие революция Рим российский менталитет российский народ Россия Саша Черный семья Серебряный век сироты смертная казнь Средневековье старики Столыпин тандем Украина феодальное сознание Эхо Москвы Ющенко Янукович