Размышляя о возрастном ограничении на просмотр фильмов, Андрей Кончаловский согласился с тем, что какие-то рамки всегда должны существовать, в полушутливой форме заметив: «Если на мои постановки придут дети, они будут спать». Однако, рассуждая об этом уже серьезнее, объяснил, что суть проблемы по возрастному ограничению, как и все мотивации для реформ образования, находятся гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
По истечении полутора часов, Андрей Сергеевич показал большую стопку записок и сказал: «Мы можем еще долго-долго отвечать на ваши вопросы, но мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели мой фильм «Ближний круг». Когда-то давно, в 1968 году я познакомился с киномехаником Сталина. Казалось бы, ничего такого в этом человеке не было – но он просто обожал Иосифа Виссарионовича! Тогда я не придал этой встрече особого значения, но прошло 25 лет, я вспомнил о нем и нашел его через знакомых. Он был жив, рассказал мне много интересного, показывал архивные записи. Но самое главное, он по-прежнему обожал Сталина. Я никак не мог понять – за что? Ведь мы знаем, что Сталина все боялись, хотя знаем и то, что «ближний круг» его боготворил. Про это я и решил снять свой фильм».
«Искусство не мысль. В первую очередь, искусство – это чувство. Оно не должно заниматься политикой. Если бы Брехт занимался чисто политической прокламацией, он бы тогда не написал великую «Мамашу Кураж». Он занимался человеком, а не политикой. И только потом политика была привнесена в это. Объяснить жизнь невозможно. Смысл человеческого существования в том, чтоб постараться понять жизнь, а в конце ее сказать: «Я так и не понял». В этом есть все величие. Попытка, что в своих догадках ты провалился, но все равно пытаться достичь истины» (А.С.Кончаловский).
Искусство не мысль. В первую очередь, искусство – это чувство. Оно не должно заниматься политикой". Не претендуя на лавры известных людей скажу... что сначала идет мысль... какая мысль - такие и чувства... Мы сначала подсознательно оцениваем изменение ситуации - потом мысль определяет, хорошо ли..., плохо ли..., радостно или грустно..., приятно или больно... или то и другое вместе... И это определяет наши чувства... Ну а политика, жизнь и искусство идут рука об руку... Так как искусство отражает нашу жизнь и все что происходит вокруг... Так что... получается, что не согласен я с Кончаловским.
А вот поспорю с Кончаловским. У политики и искусства очень много общего, прежде всего это публичные профессии, искусство без политики и наоборот - утопия. Влияние литературы, живописи на политические изменения в стране отрицать нельзя, как нельзя отрицать и влияние политики на творчество поэтов, писателей, художников. Уж кому, как не Кончаловскому, это не знать. Полно примеров в области кино и театра.
Что первично-вопрос! Пусси Райот, что это политика или "искусство?" Они посчитали, что политика, за что и ответили. Миром правят политики, а ведь это искусство, правда, никто ещё в нём не преуспел. Поэтому утверждение Кончаловского, что искусство не должно заниматься политикой не выдерживает критики. От себя хочу сказать, что в нашей новейшей истории, всем и политикой, и искусством правят деньги- кто платит, тот и заказывает музыку.