Мастер-класс во ВГИКе
«Кинематограф - вид искусства, который вас не опустошает в результате знакомства с произведением, а наоборот, вы уходите из кинозала почти всегда наполненным, наполненным каким-то чувством. Это по-разному можно называть, в основном, я бы сказал, что это – чувство благодарности».
«Оригинальность художника – это стремление найти в характере, который мы уже знаем, а, может, и не знаем, найти то, что мы в нем совершенно не ожидаем».
«В жизни мы не знаем ничего. Как сказал Чехов, никто не знает настоящей правды. Что это значит? Эта фраза была сказана Антоном Павловичем в повести «Дуэль». Там герои ненавидят, не выносят друг друга. И потом один герой уезжает, другой стоит на берегу и смотрит, как лодочка, на борту которой его заклятый враг, уплывает, становится все меньше, меньше, исчезает вдали. Затем он садится на пароход и думает: «А ведь мы могли быть друзьями». Это – феноменальное открытие, которое приходит в голову герою Чехова, и он произносит: «Да, все это время было потрачено на ненависть. А ведь мы могли быть друзьями». Потом он пишет: «Никто не знает настоящей правды». Создание ложной перспективы очень важно, как в сцене, так и целиком в диалектике характера любого в произведения искусства. Если два человека должны поцеловаться в конце, они выходят, и мы знаем, что они собираются поцеловаться, смотреть уже не на что».
«Чрезвычайно важно, чтобы артист почувствовал Высоту. А потом он уже ощущает себя свободным, уже «разжался», и тогда он начинает трудиться над ролью. Это очень важно для режиссера – чтобы актеру было комфортно. Конечно, есть режиссеры, которые «цветут» на подавлении артиста. И они – талантливые режиссеры. Таким был Джон Декстер, британский театральный режиссер. Только после того, как артисты все были в слезах, в ненависти, хотели себя убить, он говорил: «А теперь начинаем работать».